049. Монастырь св. Нино Самтавро (Грузия), страница 9

049. Монастырь св. Нино Самтавро (Грузия), страница 9

подвижники

Патриарх Иерусалимский Ювена-лий, услышав рассказ племянницы о явлении Пречистой и о Ее повелении, увидел в том промысел Божий и благословил девушку идти на подвиг благочестия. Вроде бы так совпало, что как раз тогда из Иерусалима отправлялись в Армению 53 девы-ар-

зреть ангела, встречающего души погибших дев.

Впрочем, в этой истории о девах-рипсимеянках и святой Нине много неточностей; не исключено, что это две разные истории, соединенные в одну позже. Рипсимеянки отправились в Армению раньше, чем святая Ни-

чилось это в день праздника, связанного с культом языческого бога Армаза (и совпадавшего, кстати, со светлым днем Преображения Господня). Когда подошла она к городу, царь со свитой в сопровождении народных толп как раз направлялся к горе, на которой возвышались три истукана (один из них и

мянки, бежавшие из Рима от гонений на христианство. Среди них была царевна Рипсимия, давшая обет девства и отвергшая притязания императора Диоклетиана, а руководила всеми ими старица Гаиания. С этими девами и отправилась святая Нина, с ними и прибыла в Армению, где на окраине столичного Вагаршапата поселились они под навесом, добывая пропитание делами рук своих. В конце концов, про их прибытие был извещен Диоклетианом армянский царь Трдат III (называемый также Тиридатом — чуть позже он крестил свою страну, обращенный святым Григорием Армянским, а тогда был еще язычником). Трдат объявил святой Рипсимии, что хочет видеть ее своей женой, а получив отказ, убил Рипсимию и ее спутниц. Участи этой избегла лишь святая Нина, укрывшаяся в кусте дикой розы и удостоившаяся

Вверху слева: Ежевичник святой Нины сохраняется в монастыре со времен ее проповеди.

Вверху справа: Тбилисский Сионский собор. Здесь теперь хранится крест святой Нины.

на в Грузию. Ко времени отбытия из Иерусалима святой Нины император Диоклетиан лет пять как удалился от государственных дел и вел в своем имении тихую жизнь частного человека — эпоха гонений на христианство близилась к концу гак же, как его жизнь. Да и Трдат III был уже христианином, в 302 году он обратил в христианство всю Армению. Возможно, такое слияние двух историй понадобилось автору Жития святой Нины, дабы напомнить армянам о временах единой Церкви.

Как бы то ни было, святая Нина достигла желанной цели — Мцхеты. Слу-

был Армаз) для поклонения. С ужасом смотрела святая Нина на происходившее действо, гневом наполнилось ее сердце. Удалилась она в находившуюся неподалеку пещеру и стала молиться о том, чтобы Господь разметал идолов и вразумил иверцев.

К вечеру того же дня (по другим источникам — в самый разгар языческого празднества) с запада набежали тучи, и страшная гроза разразилась над самым капищем. Молнии и ураганный ветер разрушили стены жертвенника и сами статуи. Почти ветхозаветные ливневые потоки довершили начатое, попросту размыв руины и спустив осколки истуканов и камни из кладки стены к подножию горы. Святая Нина наблюдала происходившее из своей пещерки.

Как только на месте бывшего капища не осталось ничего, что о нем напоминало бы, ураган тотчас прекратился,