066. Николо-Перервинский монастырь, страница 27

066. Николо-Перервинский монастырь, страница 27

ш am

Самую тесную связь между монастырем и миром являет собой Перервинская духовная семинария. С одной стороны, она принимает в себя из мира тех, кто готов стать священником, а с другой, выпускает в мир пастырей, которые, вооружившись духовным знанием, должны заботиться об окормлении, христианском просвещении и спасении своей паствы.

онастыри всегда были на Руси центрами духовного просвещения. Иноки обычно выступали носителями знаний, летописцами, переводчиками, сочинителями. В обителях создавались библиотеки, открывались школы. Поэтому когда стали открываться средние и высшие духовные учебные заведения, они основывались при монастырях, например Славяно-греко-латинская академия — при Заиконоспасском монастыре, Троицкая семинария — при Троице-Сер-гиевой Лавре.

Однако к концу XVIII века эти учебные заведения уже не могли обеспечить растущую потребность Церкви в кадрах приходских священников. Как никто другой, это понимал митрополит Платон (Левшин), который сразу после

Посвящение в семинаристы. Ректор семинарии протоиерей Владимир Чувикин торжественно вручает новому воспитаннику форменный китель.

своего вступления на Московскую кафедру в 1775 году написал императрице Екатерине II прошение об открытии семинарии при Николо-Перервинском монастыре. Эта обитель была выбрана потому, что имела относительно небольшое число насельников (значит, могла вместить воспитанников семинарии и предоставить учебные помещения) и была состоятельной — за счет пожертвований на Иверскую часовню в Москве.

Митрополит Платон считал очень важным дать образование в семинарии

детям бедного сельского духовенства и сиротам. Для того чтобы обеспечить такую возможность, он лично составлял сметы на содержание семинаристов и следил за хозяйственным состоянием монастыря. В первое время существования семинарии в ней обучалось около 200 человек. Это были воспитанники, находившиеся на полном обеспечении (примерно половина от общего их числа); воспитанники, платившие половину стоимости содержания и обучения; те, кто самостоятельно вносил плату за весь пансион.

Заботами владыки Платона в 1776— 1807 годах для семинарии были построены дополнительные здания с ке-лиями для проживания воспитанников и классами для занятий. Семинария того времени, прежде всего, давала детям духовенства начальное и среднее образование. Строгого возрастного ценза для начала учебы в семинарии не существовало.

Семинария подчинялась учебному надзору Славяно-греко-латинской академии, откуда приезжали экзаменаторы. Нередко на экзаменах присутствовал и сам митрополит Платон. Для изучения основных богословских предметов лучшие выпускники могли продолжить обучение философии и богословию в Троицкой семинарии или Славяно-греко-латинской академии.

Важнейшими составляющими семинарского образования были воспитание учеников в духе православного благочестия и подготовка их к будущему пастырскому служению. Дисциплина в семинарии отличалась строгостью. Например, из семинарии без особой уважительной причины учеников не отпускали, а в первые годы не отпускали домой даже на каникулы. Лишь при хорошем поведении и прилежании старшекурсникам давался короткий отпуск для поездки к родным.