Вокруг света 1955-04, страница 71

Вокруг света 1955-04, страница 71

* > - w • e

МЕРТВЫЙ ГОРОД

ХАРА-ХОТО

«Таинственный голос дали будит душу: властно зовет ее снова к себе». — писал русский путешественник П. К. Козлов, отправ\яясь во вторую экспедицию в Монголию.

Где-то в этой неведомой дали лежал погребенный в песках древний город. Много преданий и легенд о нем слышал Козлов еще во время своей первой монгольской экспедиции. Его неудержимо влекла тайна мертвого города, но пустыня ревниво хранила ее, а ско-товоды-кочевники на все расспросы уклончиво отвечали: «Вы, русские, хотите знать больше нас даже о наших местах».

И до Козлова путешественники не раз пытались отыскать дорогу к мертвому городу. Но одного из них местные жители направили по заведомо ложному пути. В записках другого, Г. Н. Потанина, Козлов нашел лишь сведения о том, что древний город «находится в одном дне пути к востоку от Кунделен-гола».

Упорно шел к цели П. К. Козлов. И хотя в свою первую экспедицию он ничего не cmoi узнать о загадочном городе, ученый твердо решил побывать там.

Во время второй экспедиции в Монголию Козлову посчастливилось: в урочище Уголцзин-тологой он встретился с местным князем Балдын-цзасаком, общительным и радушным человеком. Три дня вел с ним

беседы Козлов. Наконец, взяв с русского путешественника слово никому не говорить об этом, старый князь указал дорогу к городу.

Трудным и опасным ^ был путь. «По сторонам

ни зверя, ни птички, — вспоминает П. К. Козлов, — все абсолютно тихо и мертво, только ветер свободно гуляет на просторе, поднимая по

\

и

рою пыльные вихри». Путешественники попали в песчаную бурю и, сбившись с пути, пять суток блуждали в пустыне. Наконец они нашли древнюю дорогу: здесь уже попадались полузасыпанные песками развалины глинобитных построек — свидетельство былой оседлой культуры.

«По мере приближения к заветной цели, — записывает в своем дневнике Козлов, — наше волнение все увеличивалось... Мы пересекли древнее сухое русло с валявшимися по нему сухими, обточенными песком и ветром стволами деревьев...»

Дальше, на возвышенном берегу, встретились какие-то развалины, — повидимому, это было предместье. И вот, наконец, показались стены самого города. «...Мы поднялись на террасу, и нашим глазам представился Хара-Хото во всей внешней прелести»

Исполнилась давняя мечта русского путешественника. Он ступил на улицы Хара-Хото, «азиатской Помпеи», погребенной сыпучими песками Гобийской пустыни.

Раскопки, произведенные экспедицией П. К. Козлова, прославили русских географов-путешественников на весь мир. В мертвом городе Хара-Хото были сделаны ценнейшие археологические находки: обнаружены книги, рукописи, картины, предметы религиозного культа и обихода, относящиеся к XI — XII векам нашей эры. Огромная библиотека содержала две тысячи рукописей, написанных на мертвом тангутском языке, о котором почти ничего не было известно. Найденный здесь же тангут-ско-китайский словарь дал возможность прочесть эти рукописи. Ученые познакомились с жизнью исчезнувшего, в прошлом цветущего и могучего государства Си-Ся.

Б. ДМИТРИЕВ

i<,

и

VS

tO О 01