Вокруг света 1964-11, страница 56

Вокруг света 1964-11, страница 56

был небольшой хуторок, а сейчас там живут косари только в покос.

После пятидесятикилометровой глуши и редких встреч с людьми хорошо тихим вечером увидеть вдали село. Синеют мысы и горушки, на лугу мирно пасутся кони, чернеет лес по берегу, а впереди мерцает веселая цепочка огней, и доносится оттуда уютный стук движка колхозной электростанции.

Хотя Колежма в стороне от железной дороги, вдалеке от ближайших сел, а не ощущаешь здесь глуши, отдаленности. Электричество, радио, клуб, да и само село людное. Дома стоят, тесно прижавшись Друг к дружке, сосед льнет к соседу, словно так потеплее — в куче. Село расположено в устье реки, и прямо от домов отчаливают моторки: рыбаки уходят на острова за турой — морскими водорослями.

За Колежмой самое большое село на берегу — Сумский Посад, Сумпосад в просторечье. Основан он еще в XV веке и был тогда небольшим городком-крепостью — форпостом на Севере. Шел через Сумы торговый тракт на Онегу и Двину, и звались они тогда Великими Сумами, но с веками заглохла былая слава, и стал посад большим селом.

Богатое было село. Недаром правобережье назвали Золотым берегом — селились там толстосумы. Друг перед другом похваляясь, возводили хоромы. Здесь очень интересная гражданская архитектура Есть и свой уникальный памятник — амбар XVIII века. Двести лет простоял он невредимым и по сей день служит по назначению — хранят в нем рыбаки свои сети, а от мостков его уходят в море рыбачьи суда.

Интересно сходить в море с рыбаками, воочию увидеть труд поморов. Рыбаки многое порасскажут о своем селе, исстари знаменитом бывалыми лоцманами. Еще в петровской хронике упоминается сумской лоцман Вязьбин, спасший корабли царя от бури. До сих пор хранят сумчане бот из флотилии Петра, дарованный их далеким предкам за участие в прокладке «государевой дороги».

Рыбаки расскажут вам, что в советское время из села вышло семьдесят лоцманов и капитанов и в их числе знаменитый полярный капитан Воронин, командовавший легендарным «Челюскиным».

От Сумпосада начинается оживленная часть берега, отсюда идет наезженный тракт, ведущий на Бе-ломорск. Здесь уже встретишь легковую машину, прежде для них не было подходящих дорог.

За Сумпосадом будет Беломорск — рыболовецкий порт. Здесь, в Со-рокской губе, хорошо ловится сельдь. Ходят отсюда траулеры и в Баренцево море и в далекую Атлантику. Город стоит на месте древнего села Сороки, там, где ныне в Белое море впадает Беломорско-

50

Балтийский канал. По имени бывшего села называется узловая железнодорожная станция Сорокская — здесь выходит к морю железная дорога.

Следующий город — Кемь тоже стоит на месте древнего поселения, но о старине напоминает только деревянный собор начала XVIII века, памятник не менее знаменитый, чем прославленные Кижи.

Кемь — порт лесоторговый. Но рабочем острове, в 12 километрах от города, в огромных складах хранятся несметные богатства разного лесоматериала. Мостовые у поселка тесовые. Курить здесь на улицах строго воспрещено.

На рейде порта стоят лесовозы и морские суда. Отсюда путь морем — в Архангельск, в Мурманск, на Соловецкие острова. Здесь бере

га голые, скалистые, с небольшими сосенками — уже настоящая Карелия.

БЕРЕГ

О н удивителен. Ждешь почему-то от него особенного и вдруг попадаешь на самый обыкновенный луг — скот пасется, стога стоят, блестят заболоченные озерки — «чарусы» и лужицы — «ляги». Только вода в этих чарусах и лягах соленая.

А потом берег сужается, луг кончается, и море подступает к самому лесу. От берега останется только узенькая полоска, усеянная камнями, — сам черт ногу сломит. А деревья — те же ели и березы, только кривые, искалеченные суровыми ветрами. Но чуть отойдешь в лес — шум моря стихает, и вокруг тебя таежная глухомань.

Идешь дальше, в море выступа

Рыба играет.