Вокруг света 1969-02, страница 28тттяя~*jg октябре — ноябре 1968 года в Москве, в Государственном ИЗ ФОНЛОВ Историческом музее состоялась выставка наскальных рисунков ^ Забайкалья в копиях художника Павла Николаевича Рябова, МУЗЕЯ выставка-путешествие в на всегда, казалось бы, забытый мир верований и обычаев древних охотников, рыболовов, скотоводов. Некоторые рисунки с комментариями доктора исторических наук археолога О. Н. Бадера и научного сотрудника Государственного Исторического музея С. В. Студзицкой мы публикуем на наших страницах. О. Н. БАДЕР: Ж£ак удалось устано- ^^вить археологам, древнейшие нз этих рисунков, сохранившихся на скалах Ангары н Селенги, были сделаны более 4000 лет назад охотниками конца каменного века. Многие из них недавно были отсняты и опубликованы в контурных прорисовках академиком А. П. Окладниковым. Эти рисунки — редкий и очень ценный исторический источник для изучения быта и верований древнейшего населения Восточной Сибири. Многие годы упорного и бескорыстного труда посвятил Павел Николаевич Рябов писаницам Забайкалья. Целыми днями, карабкаясь по скалам, Павел Николаевич — старый и очень больной человек — копировал эти уникальные произведения. Глаз художника не упускал ни малейшей детали — ни в рисун ке, ни в цвете. Он подмечал и то, что могло ускользнуть от взгляда археолога, и поэтому комментарии художника имеют несомненный научный интерес. Стараясь максимально точно передать сам характер древней живописи, Павел Николаевич копировал ее различными способами и тем самым внес свой вклад в сложную науку копирования древних памятников искусства: копии, сделанные Рябовым, всегда не только художественно выразительны, но и точны и документальны. В результате многолетнего труда художника сокровищница мирового искусства пополнилась уникальной коллекцией. На мой взгляд, ее необходимо издать как можно полнее: альбом произведений Павла Николаевича Рябова представит большую художественную и историческую ценность. С. В. СТУДЗИЦКАЯ: |*о всей Сибнрн, от ** предгорий Урала до Амура, можно увидеть эти писаницы — скалы, покрытые росписями и гравировками, древние святилища... Лоси, переходящие вброд быструю забайкальскую реку, — и мимо их осторожных ног скользят толстые рыбины; лоси, огромным стадом идущие куда-то бесконечными тропами, — и мощные тела вожаков прикрывают пугливых лосих и потомство... Лось — символ материнства, символ мужества, источник жизни. Существование древних охотников Забайкалья тысячелетиями зависело от этих стад, и в сознании тех, кто оставил эти рисунки на скалах Ангары, даже сама вселенная представлялась в виде огромного Лося. Словно перекликаясь с этими запечатленными на камне представлениями о мире как о живом и реальном существе, застыли на скалах реки Селенги величественные олени. Образ оленя с сияющими золотыми рогами, который за день обегает весь небосклон, для скотоводов Забайкалья сливался с представлением о свершающем свой дневной путь Солнце. Эти рисунки моложе ангарских: их оставили ко<&в-ники-скотоводы, уже знакомые с так называемым скифо-сибирскнм «звериным стилем», распространившимся в середине I тысячелетия до нашей эры. Рядом с оленями на скалах Селенги можно увидеть и изображения круторогих козлов, сделанные в это же время. Значительно «моложе» их другой «натурщик» древних художников — двугорбый верблюд: его очертания выбиты на скалах Селенги, по-видимому, уже в XI—XII веках нашей эры. 26 |