Вокруг света 1970-03, страница 7

Вокруг света 1970-03, страница 7

в книге посетителей Королевской библиотеки в Стокгольме рядом с ленинской подписью «Джон Фрей» была поставлена подпись «Фру Фрей». Значит, Н. К. Крупская была уже в Стокгольме, а ведь, как пишет сама Надежда Константиновна, она приехала позднее Владимира Ильича. Выходит, Ленин появился в Стокгольме до 28 декабря. Но когда?

В семье Шёхольма говорят, что Ленин был в доме Шёхольма на острове Нагу в один из рождественских дней. Воспоминания Н. К. Крупской подтверждают, что он шел к пароходу в сопровождении каких-то подвыпивших крестьян как раз в дни рождественских праздников. Рождество же в Скандинавии начинают праздновать с сочельника, 24 декабря. А на другой день, 25 декабря, из Турку шел «Боре-I». Вполне логично предположить, что Владимир Ильич выехал в Стокгольм именно на этом пароходе.

Навел я справки и о квартире Вальтера Борга в Турку, куда по приезде заходил Ленин. Нельзя ли найти и ее? Финские друзья настроены скептически. Адреса не сохранилось. К тому же говорят, что в 1918 году, в дни белого террора, дом Борга был разграблен и сожжен. Но все же почему бы не попытаться найти хотя бы его адрес? В городской библиотеке Турку после долгих поисков где-то на самых дальних полках книгохранилища обнаружились адресные книги жителей города за первые годы нашего столетия. В книге за 1906—1907 годы короткая пометка: «Борг В., юрист, Пуутархакату (Тредсгордсгатан), 12. Тел. 608». Проверяю дальше: в 1908 году Вальтер Борг жил по тому же адресу. Итак, Смирнов звонил из Гельсингфорса, предупреждая Борга о приезде Ленина в Турку, по телефону 608.

В этот же вечер почти без всякой надежды на успех я отправился на улицу Пуутархакату. Сплошные громады современных зданий. «Напрасная затея, — тянет меня обратно товарищ.— Сам же видишь». И вдруг впереди показалось несколько одноэтажных и двухэтажных домов. Подходим ближе — на угловом сером доме с башенкой цифра «12». Здесь! Если не изменилась нумерация домов, то как раз здесь жил в 1907 году Вальтер Борг и сюда пришел в ту памятную ночь Ленин.

После этого, естественно, захотелось повторить весь путь, по которому нелегально пробирался в 1907 году в Швецию Владимир Ильич, самому увидеть островки и хутора, где побывал он, возможно, найти людей, встречавшихся с ним в то время. Чтобы выполнить эту программу, одной поездки не хватило. Пришлось повторить ее и раз и второй...

Но вернемся к тревожной декабрьской ночи 1907 года, когда расстроенный Вальтер Борг ожидал Владимира Ильича в Турку. Скорее всего события развивались следующим образом.

Еще в поезде Ленин заметил двух подозрительных субъектов, слишком уж внимательно изучавших старые номера газет. Вагоны резко дернуло. Заскрипели тормоза. Маленькая станция. На вывеске одноэтажного деревянного здания вокзала покрытые изморозью буквы: «Карие». Сняв с ве

шалки пальто, Ленин оделся и вышел в тамбур. Краем глаза успел заметить, как те двое напряглись, приготовившись броситься за ним. Ленин спокойно вышел на перрон, поднялся по ступенькам красного финского гранита в буфет. Взял кофе и сел за столик. В дверях появился один из шпиков. Все ясно: следят именно за ним. В Турку скорее всего арестуют. Во что бы то ни стало нужно избавиться от «опеки».

Вернувшись в вагон, Владимир Ильич взял с полки саквояж и достал железнодорожный справочник. Последний полустанок перед Турку — Литтойнен. До города километров десять. Не страшно. Главное — не привести за собой «хвост» в Турку.

Чтобы усыпить бдительность филеров, на остановках Ленин выходил в тамбур, рассматривал через замерзшее стекло огни вокзалов. Вот и Литтойнен. Ленин накинул пальто, взял шапку, саквояж и вышел в тамбур. Один из шпиков встрепенулся, но, увидав через стеклянную дверь, что он встал у окна в тамбуре, опять уткнулся в газету. «Видимо, не терпится ему поскорее доехать до Турку», — подумал филер.

Маленький деревянный домик вокзала. Сразу за ним темнел лес, подходивший к полотну и с другой стороны. Глушь неимоверная. Сиплый свисток паровоза, состав дернулся. Ленин подождал немного, осторожно приоткрыл дверь и прыгнул в темноту навстречу колючему ветру.

Повезло. Сугроб оказался глубоким. Подождал, пока вдали не исчез красный огонек последнего вагона...

Вальтера Борга разбудил непонятный звук — словно где-то разбили окно. Вновь звякнуло стекло: кто-то с улицы бросал снегом. Отодвинув портьеру, Борг увидел внизу мужчину в пальто с каракулевым воротником. Наконец-то!

Жена Борга Ида Ояла быстро разожгла плиту, поставила молоко. Муж в это время раздевал гостя в прихожей.

— Промерзли, наверно, насквозь! — обрадован-но говорил Борг, приглашая Ленина в комнату.— А мы уж не знали, что и думать... Где же это вы были, Владимир Ильич?

Ленин рассказал, как пришлось принять «экстренные меры», чтобы отделаться от шпиков. И тут же предложил как можно скорее отправиться дальше. Его, наверно, уже разыскивают. Тщетно Вальтер Борг и подошедший вскоре А. Ф. Нуор-тева пытались уговорить Ленина немного отдохнуть. Владимир Ильич был непреклонен. Хозяйка заставила гостя, как он ни отказывался, выпить горячего молока. Не хватало только, чтобы он простудился и слег после такой «прогулки».

Вальтер Борг позвонил на квартиру Людвигу Линдстрёму. Именно ему заранее было поручено местной социал-демократической организацией проводить Ленина через шхеры Турку в безопасное место, а затем помочь сесть на стокгольмский пароход. Делать это прямо в Турку было опасно, так как жандармерия и без того весьма тщательно проверяет отъезжающих. Другое дело какой-нибудь маленький островок в шхерах.

Выбор местной социал-демократической организации пал на Людвига Линдстрёма прежде всего потому, что тот не только хорошо знал подпольную «дорогу» по островам, но и имел там много

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Старые газеты 22 апреля 1970 стр 4

Близкие к этой страницы