Вокруг света 1971-02, страница 50p j древнем искусстве Кипра ш ^ была эпоха, когда статуи ^ улыбались. Мужчины, женщины, дети. Герои и боги. За пиршественной чашей и на смертном ложе. Убивая и умирая, они улыбались. Сдержанно и неизменно. Когда-нибудь эти чуть подернутые уголки губ на бесстрастном лице обретут свое точное объяснение искусствоведов и историков. Пока исследователи назвали эту улыбку «условной», ибо с точки зрения строгой науки она действительно выражает не какие-либо конкретные эмоции, но является чисто стилистическим приемом древнего скульптора. Период, когда кипрские статуи улыбались, был не слишком велик гю своей протяженности в истории искусства этого острова. И среди многочисленных экспонатов выставки «Сокровища Кипра», прошедшей в прошлом году в залах Государственного музея изобразительных искусств имени Л. С. Пушкина и Эрмитажа, таких статуй было немного. ...Небольшая - около шестнадцати сантиметров высоты — статуэтка девушки. Время не пощадило известняк — лоб, шея и одежда девушки покрыты «оспинами». То же время отобрало у каменной киприотки цветок, ко-юрый два с половиной тысячелетия назад вложил в ее рук> скульптор. Но время не посмело тронуть улыбку. Кто она? Галатея, не успевшая ожить любовью своего Пигмалиона? Ведь местом действия этой чудесной сказки люди избрали именно Кипр Или сама Афродита? Ведь именно Кипр считался родиной «пенорожденной» богини любви и продолжения рода. Но почему Кипр? Древнекаменный век. Первая ступень в истории человечества. И уже тогда люди почитали эту богиню. Какие имена она носила тогда, мы не знаем и не узнаем никогда. Но она существовала в сознании людей, жила вместе с ними в темных, закопченных негасимыми кострами пещерах. Грузные женщины, выточенные из бивня мамонта или из Глиняный кувшин для хранения пищи. V век до нашей эры ОСТРОВАКУЛЬТУРЫ |