Вокруг света 1971-02, страница 69

Вокруг света 1971-02, страница 69

случаях также могли возникать. Но и здесь нередко слабо учитывается транспортирующая роль ураганных движений атмосферы. Их! роль меж тем очень значительна. Однажды на судно, находившееся в двух тысячах километров от Африки, опустилась влекомая ураганом туча саранчи. В 1954 году на берегах США очутились тропические раковины весом до трех килограммов! Как потом выяснилось, их с расстояния 1500 километров принес ураган «Газель». Тогда же был обнаружен кубок из черного дерева с надписью «Сделано в Гаити». Ураган сам рассекретил свой маршрут.

«Лягушек выпало так много, что когда жители увидели, что во^ всем, что они варят и жарят, и в воде для питья есть лягушонок, что нельзя поставить ногу на землю, не раздавив лягушку, — они бежали». Это описание результата деятельности смерча составлено за 200 лет до нашей эры. Смерч, как и ураган, транспортирует птиц, рыб, земноводных, крыс — буквально всех мелких животных, и многие из них нередко остаются в живых. Правда, радиус действия смерча невелик, зато у урагана, как мы убедились, он огромен. Теоретически, так сказать, с учетом «пересадок» ураганы могут занести жизнь куда угодно. Для этого необходимо редкое сочетание особо благоприятных условий? Верно. Но тут действует закон больших чисел: не стоит забывать, что миллион лет для эволюционной истории жизни — совершеннейший

пустяк. Какое, однако, невообразимое число ураганов происходит за это время! Таковы выводы, которые частично сделаны в монографии Д. В. Наливкина, а частично вытекают из систематизированного им материала. Безусловно одно: нельзя правильно познать геологическую, географическую, зооботаническую историю земного шара без учета существенной роли, которую играли в ней бурные возмущения нашей атмосферы. Д. В. Наливкин это доказал.

ЗНАТЬ, ЧТОБЫ ПОКОРИТЬ

Напрашиваются, однако, и некоторые другие, не -связанные с геологией выводы. Человек все еще бессилен предотвратить смерч или ураган, когда тот ему угрожает. Но такое положение будет длиться не вечно.

Сеть метеостанций и метеорологических спутников дает возможность предвидеть приход урагана на побережье. Близко время, когда предупреждение будет поступать во всех без исключения случаях.

Но этого мало. Люди по вполне понятным причинам хотят овладеть и этой стихией це только затем, чтобы вовремя укрощать смерчи и ураганы. Чем пло^а такая идея: искусственный, управляемый смерч, который транспортирует воду вместо каналов и трубопроводов? Сегодня эта идея, безусловно, выглядит фантастичной, но технически она вполне реальна. Точно так же, как и идея использования урага

нов для изменения метеорологической обстановки на обширной территории, например в засушливый период.

По свидетельству зарубежной печати, в недрах работающих на Пентагон научно-исследователь-ских центров США рождаются проекты создания искусственных ураганов, которые можно было бы обрушить на противника. О таких проектах не хочется говорить и писать, но приходится. Таков современный мир. Иное дело осуществление подобных проектов для дела мира: их значение трудно переоценить.

Конечно, искусственные ураганы, управление ими — дело не столь уж близкого будущего. По понятным причинам изучение их сопряжено со многими трудностями, а без должного познания катастрофических явлений природы не может быть и речи об овладении ими. Здесь тем не менее наметился сейчас перелом. Смерч уже удается получить искусственно с помощью метеотронов — нефтяных форсунок, дающих огромный столб пламени. Во время одного из опытов в Сахаре сорок метеотронов образовали гигантский огненный столб, который затем превратился в настоящий смерч. Академик Д. В. Наливкин справедливо отмечает, что подобное моделирование атмосферных катастроф может сильно продвинуть нас в исследовании их природы. Оно заметно приближает нас к тому времени, когда человек сможет обуздать ураган, подобно тому как он уже обуздал град.

ПОД УГРОЗОЙ ПОТОПА

Ежегодно с приближением весны лондонцы все чаще с тревожным ожиданием Поднимают головы к небу. Причина такого странного поведения объясняется боязнью... дождя. Да, да, того самого традиционного британского дождя. Дело в том, что хотя Лондон и находится в 80 километрах от Северного моря, ему тем не менее с каждым годом все больше грозит опасность наводнения.

В итоге многолетних наблюдений было установлено, что верхняя отметка уровня Темзы в районе Лондона неуклонно повышается в весенние месяцы. Выяснилось и другое малоутешительное обстоятельство: каждые сто лет юго-восточная часть Айглии, где расположен Лондон, погружается на 30 сантиметров в воды Северного моря. Это, в свою очередь, увеличивает вероятность высоких приливов. Стоит одному из них совпасть по времени с проливными дождями в период весеннего паводка, и катастрофа для Лондона неминуема. Во всяком случае, как заявил парламентский секретарь министерства жилищного строительства и местного самоуправления Фрисон, наводнение может вызвать значительные человеческие жертвы и причинить материальный

ущерб до миллиарда фунтов стерлингов. Он даже уточнил, что сейчас один миллион двести тысяч лондонцев проживают в кварталах, которые уже затопляли воды Темзы, и около миллиона пятисот тысяч человек ежедневно приезжают туда на работу. Кроме того, в случае наводнения некоторые линии метро могут превратиться в ловушку для многих тысяч пассажиров.

Природа уже делала лондонцам весьма серьезные предупреждения. Дважды — в 1928 и 1953 годах — Темза, дожди и высокие приливы превращали Лондон в «британскую Венецию». В первом случае был затоплен центральный район города — Вестминстер, причем сильно пострадали крепость Тауэр и музей изобразительных искусств — галерея Тэйт. В 1953 году приливная волна высотой около двух с половиной метров, вошедшая в устье Темзы, унесла с собой более 300 человеческих жизней.

Можно ли бороться со стихией или же лондонцам остается лишь уповать на счастливый случай? Оказывается, можно. Английские ученые разработали проект дамбы на Темзе. Были даже проведены успешные опыты по защите Лондона и его окрестностей от наводнения на большом макете этой дамбы. Наконец, совет большого Лондона внес предложение о строительстве дамбы на рассмотрение парламента. Факт этот, сам по себе отрадный, отнюдь не ликвидировал тревогу, с которой жители британской столицы по весне поглядывают на небо: ведь для сооружения преграды от наводнения нужно минимум семь лет, а ливень может разразиться в любой момент.

5*

67