Вокруг света 1971-07, страница 60ческом освобождении материковой Греции от Крита (которое, кстати, не исключает физического уничтожения династии критских царей) в результате нашествия в эгейский мир первых греческих племен. И данные современных раскопок свидетельствуют, что когда пало могущество Крита и началась новая эпоха в истории народов эгей-ского мира, жизнь в критских городах не прерывалась. Легенда и здесь вела по лабиринту действительности... Дворцы и скульптуры, фрески и украшения, вся блестящая материальная культура, созданная кри-то-минойской цивилизацией, дважды сыграла огромную роль в формировании европейской и мировой культуры и искусства. Впервые — в период ее создания и расцвета, когда она стала началом, основой многого из того, что и поныне дорого нам всем, передав свои знания и искусство пришедшей ей на смену древнегреческой, эллинской, цивилизации. Второй раз — когда археологи извлекли на свет погребенные веками и, казалось, навсегда забытые следы этой культуры, когда «не помнящее родства» человечество, занятое насущными заботами, было внезапно потрясено высоким совершенством заново открытой древней культуры и как будто стало припоминать свою кровную связь с ней, то называя «парижанками» пленительных кри-тянских женщин, изображенных на стенах Кносского дворца, то сопоставляя все лабиринты мира с Лабиринтом Минотавра. Но неповторимое сокровище крито-минойской цивилизации — в ее мифотворчестве, в мифах о взлетевшем к солнцу Икаре, о дочери жестокосердного властителя прекрасной и доброй Ариадне, совершившей подвиг любви и милосердия, во многих других мифах. Мифотворчество — это поэтизированное открытие, и осмысление в человеке, в человечестве и его истории основы и сути, и отбрасывание всего мелкого, случайного, пришлого. Здесь уже второстепенно, что свершилось физически, а что в сознании, — все закольцовано. Да и можно ли установить, что важнее, что реальнее и долговечнее, что стало более действенной силой в человеческих судьбах? Уже тысячи лет мифы для людей — луч надежды, мужества и братства в любой, самой кромешной тьме. Они, эти мифы, говорят людям, что как бы ни была тяжела ноша, но это их мир, их земля, земля людей. Неда ром древние греки считали, что познание, постижение истории заключается в ее припоминании. Эллинские философы учили, что в неразрушимой связи между причиной и следствием в ничтожно краткой жизни человека — отражение закономерностей тысячелетнего мгновения Истории, воплощенного в преданиях о делах богов и свершениях героев; что опыт Истории — это основа нравственного бытия каждого из живущих. Какая же нравственная формула была выкристаллизована из тысячелетней истории минойской державы и воплощена потомками в эпические повествования? ...Остров есть Крит посреди «вин-ноцветного» моря. Цветущий, плодородный край, отделенный от всей остальной земли. Он недосягаем для земных владык — не случайно именно сюда бежала мать Зевса, спасая своего сына от лю-доеда-отца, титана Кроноса, пожравшего всех своих остальных сыновей, опасаясь, что один из них, согласно предсказанию, свергнет его. Именно здесь, вдали от людей, Зевс возмужал, вскормленный молоком священной козы, научился олимпийскому спокойствию и другим качествам бессмертных. Именно сюда, в обетованный и цветущий край, перенес Зевс по морю, превратившись в златорогого быка, красавицу Европу — дочь финикийского царя. И на Крите же родила Европа сына Зевсу — будущего правителя острова — Ми-носа. ...Остров живет как бы отстраненной от всей Ойкумены жизнью. Он ведет торговлю с иными землями и принимает у себя чужеземных мастеров, но далек от тревог и радостей остальной зем-ли, живет замкнуто и горделиво — не смешивая свои тревоги с тревогами и радостями других людей. Но настало время, когда сила стала жестокостью, мудрость — высокомерием, а гордость обрекла на одиночество. И это стало началом конца. Минотавр — олицетворение жестокости минойской державы — породил не только страх у жителей подвластных земель. Он вызвал к жизни подвиг мужества Тесея. И подвиг любви Ариадны. И отчаяние одиночества Миноса в том тронном зале... То, что было, превратилось в легенду. И осталось, потому что мудрые легенды, где жестокость бессильна перед высокой любовью, рождающей мужество, остаются навсегда с людьми, ибо в них истина, рожденная историей. 58 |