Вокруг света 1972-09, страница 49

Вокруг света 1972-09, страница 49

УГОРЬ

ПОЛЬЗУЕТСЯ КОМПАСОМ?

Сколько уже выдвигалось гипотез, сколько было проведено опытов и наблюдений, но загадка остается загадкой: почему пресноводный угорь, живущий в реках и озерах от Балтийского моря до Средиземного, нереститься идет всегда в Саргассово море? Каким образом личинки угря добираются обратно без проводников — ведь взрослые особи после нереста гибнут?

Некоторые специалисты предполагают, что личинки дрейфуют в потоках Гольфстрима два-три года, постепенно превращаясь в того угря, который и заселяет пресноводные водоемы от 23-й до 72-й параллели. Но...

Допустим, что Гольфстрим действительно служит в царстве Нептуна «общественным видом транспорта». Однако как находят личинки угря точное «место посадки» в этот «транспорт»? Ведь их родители высаживались в Саргас-совом море, так сказать, с другой платформы: взрослые угри плывут к месту икрометания в глубинных слоях Гольфстрима, а их потомство плывет к Европе в верхних, где температура воды и соленость резко отличаются.

...Известно, что живому организму для направленного движения в пространстве необходимы и достаточны два навигационных прибора — часы и компас. Разумеется, биологические часы и биологический компас. В процессе эволюции периодические внешние природные факторы должны были выработать в организме рыб механизм «часов», а постоянные — механизм «компаса». Но какие именно постоянные факторы? Направление течений, температура воды, ее химический состав, рельеф дна, времена года, смена дня и ночи?..

А может быть, таким постоянным фактором является магнитное поле Земли?

Молодые исследователи-биофизи-ки С. Глейзер и В. Ходорковский из АтлантНИРО поставили перед собой задачу узнать, ориентирован ли «компас» угря на магнитное поле Земли. Был построен аква-риум-лабиринт, внутри которого можно включать искусственное магнитное поле. Аквариум напоминает пчелиные соты, полые грани которых образуют узкие каналы, заполненные водой. В эти каналы выпускали небольших, до десяти-пятнадцати сантиметров, угрей и

с помощью специальных счетчиков регистрировали, какое из направлений, сориентированных по странам света, они выбирают.

Выбор того или иного пути, очевидно, зависит только от воздействия внешних факторов: температуры и химического состава воды, наличия магнитного поля. Если окружающая среда не подскажет маршрута, выбор, естественно, будет совершенно случаен.

В аквариум со «включенным» магнитным полем Земли выпускали молодого речного (европейского) угря, и он плавал там 15 минут, не больше, чтобы не привык к маршруту и не запомнил его. Затем — второго, третьего... двадцать четвертого. Затем опыт повторили еще раз. Двадцать четыре новых угря, тот же лабиринт, тот же свет... Все, одним словом, прежнее. Только в этом случае магнитное поле Земли было скомпенсировано включенным магнитом, иными словами, «выключено».

И вот при «отключенном» магнитном поле ни одному из маршрутов предпочтения отдано не было — по всем трем угри проплывали примерно одинаковое число раз. Когда же угри путешествовали в магнитном поле Земли, они явно предпочитали маршрут норд-норд-ост — зюйд-зюйд-вест.

Но ведь если угорь действительно «пользуется» магнитным «компасом», то он должен не только ощущать наличие земного магнетизма, но и улавливать изменение напряженности поля при движении от одной широты к другой. Поэтому эксперимент в лабиринте провели под Калининградом и на Куршской косе. Здесь угри предпочитали совершенно другое направление — вест-ост. Но, может быть, на показания «компаса» повлияли время года, время суток, освещенность, температура воды, ее состав?

Это исключено.

В Калининграде наблюдения вели в сентябре, днем. В лаборатории горели яркие электрические лампы. Предварительно накормленных рыб выпускали в водопроводную воду комнатной температуры. А на Куршской косе воду в аквариум-лабиринт наливали гораздо более холодную — из колодца. Дело происходило в феврале, и опыты ставили круглые сутки: ночью — при слабом электрическом свете, днем — под зимним облачным небом. Угри были голодными — за двое суток до старта им не давали корма. Естественно, такая разница в условиях существенно сказывалась на «на

строении» рыб. Но и в Калининграде, и на Куршской косе угорь оставался верен своему «излюбленному» для этой широты направлению — вест-ост. Биологический «компас» его реагировал неизменно лишь на геомагнитные характеристики местности. Ни на что Другое.

Следовательно, исходя из результатов этих опытов, можно сделать предположение, что биологический «компас» угря ориентирован на магнитное поле Земли, именно оно подсказывает угрям, где «сойти» или «сесть» на «экспресс» Европа — Саргассово море — Европа. Так ли это? Эксперименты в лабиринте продолжаются.

В. ТАРХАНОВСКИИ

АЙСБЕРГИ ВМЕСТО КАНАЛОВ

Проблема освоения пустынь все боЧУее интересует человечество. Вот-вот она превратится в насущную необходимость.

Ученые разных профессий задаются вопросом: как дать пустыням воду, источник жизни?

Оригинальный проект предложен на недавнем Международном симпозиуме гляциологов в Кембридже. Уильям Кемпбелл и Уилфорд Уикс считают, что лучше всего использовать для обводнения прибрежных африканских пустынь антарктические айсберги. Эти осколки континентальных ледников являются гигантскими резервуарами пресной воды. Ледяные горы дрейфуют до умеренных широт, но очень медленно. А что, если подтолкнуть их? Иными словами, пусть морские буксиры доставляют эти природные скопления замерзшей воды в районы «водяного голода».

Расчеты показали рентабельность транспортировки больших и средних айсбергов. Разработаны примерные маршруты. Так, из моря Росса рентабельно буксировать айсберги в район пустыни Атакама, из района ледника Эймори — к австралийскому побережью, от шельфового ледника Фильхне-ра — к африканской пустын* Намиб.

ЗАГАПНИ ПРОЕКТЫ ОГНРЫТИЯ

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Факторы зависящие на температуру человека?

Близкие к этой страницы