Вокруг света 1973-07, страница 55

Вокруг света 1973-07, страница 55

Кроме того, в последние годы было установлено, что и утверждение о постоянстве поверхно стных потоков тоже нуждается в значительном уточнении. Измерения показывают — течения несут неодинаковое количество воды в разные сезоны и в разные годы. Их жизнь подвержена и многочисленным кратковременным изменениям. Практическое значение этого открытия чрезвычайно велико. Ведь от течений во многом зависит климат приморских районов земного шара. Об этом в свое время очень удачно сказал профессор Воейков, который назвал течения трубами водяного отопления земного шара. И как каждому из нас отнюдь не безразлично, сколько воды поступит завтра в отопительные радиаторы нашей квартиры, так и жителям океанских побережий важно знать, какой силы будет течение, омывающее их берега не «в среднем за столетие», а конкретно в ближайшие годы.

Ну а что означает факт вертикальных перемещений водных масс? О том, что вода из-за разности в плотности слоев поднимается из глубин на поверхность в одних районах и опускается с поверхности в глубины в других, было известно давно. Но долгое время оставалось неясно, какие слои охватывают эти перемещения и с какой скоростью работает «водный лифт». А между тем потребность в таких данных весь

ма велика, ибо от вертикального перемешивания зависит биологическая продуктивность океана, его кислородная «вентиляция», перемешивание питательных солей и способность океана... противостоять загрязнениям! Да, как это ни печально, деятельность человека все более загрязняет океан, и с этим надо уже бороться. А чтобы бороться, надо знать законы океанической «кровеносной системы». Знать это нужно сейчас, а не где-то в отдаленном будущем: на раскачку, на паузы у науки теперь просто нет времени...

Первые исследования скорости движения «водного лифта» провели в 50-х годах американские ученые. По их расчетам получилось, что вода из глубин поднимается на поверхность за тысячи и даже десятки тысяч лет.

Советские океанологи, применив более точные методы исследования, внесли в расчеты своих заокеанских коллег весьма существенные поправки. Новые данные убедительно показали, что «водный лифт» движется во сто крат быстрее. Он поднимает воду с глубин на поверхность за сотни и даже десятки лет. Но и тут еще осталось много неясного.

В наши дни перед наукой, как видим, встает гигантская проблема изучения всей глобальной системы перемешивания водных

масс в океане. Для ее решения необходимо иметь множество сведений о движении воды в самых разных районах на разных глубинах. А ведь сегодня еще есть огромные квадраты океанской акватории, где всего один-два раза опускался в воду гидрологический прибор.

Словом, хотя современная наука располагает весьма солидным запасом сведений о перемешивании океанических масс, запасом, в десятки и сотни раз превосходящим тот, который был в распоряжении ученых сто лет назад, ни у кого не возникает гордой мысли о том, что познаны все или почти все законы этого сложного явления. Из очередных экспедиций океанологи привозят не только решения поставленных прежде проблем, но и множество новых вопросов. И это, естественно, никого в наши дни не может огорчить. Ибо изменился не только объем знаний и методы их «добычи», но и сам стиль научного мышления. Ученые понимают, что любая теоретическая конструкция дает лишь приблизительную модель явления, относительно близкую к природному процессу. И потому движение познания не прекращается с завершением отделки очередной модели, оно более всего выражается в смене моделей. Это изменение стиля мышления — одно из крупнейших завоеваний современной науки.

О тошло в прошлое время, когда каждое плавание немногочисленных тогда научно-исследова-тельских судов приносило сенсации. Это тогда, в 50-х годах, стало известно, что океанское дно вовсе не гладкая равнина с редкими впадинами, что в нем есть свои хребты, горы и долины. Сам же океан, как оказалось, волнуется не только на поверхности — в глубинах его тоже нет вечного покоя.

Ныне в науке о море период накопления. Открываются новые горы и хребты, изучаются старые, исследуются течения, животный мир моря и его дна, отыскиваются полезные ископаемые и т. д.

Кораблей науки становится все больше. Они плавают по всем океанам Земли. Под флагом нашей страны за прошлый год прошло более полусотни экспедиций.

По просьбе редакции о наиболее интересных из них рассказывает заместитель начальника Отдела морских экспедиционных работ АН СССР Е. М. СУЗЮМОВ.

«АКАДЕМИК КУРЧАТОВ»

в свое время, в начале 1969 года, открыл в западной тропической части Атлантики мощное глубинное течение, названное Антило-Гвианским подповерхностным противотечением. Это изменило представления о том, как проходит водообмен Карибского моря с Атлантическим океаном.

Теперь экспедиция изучала, как возникает это течение и как оно меняется на всем протяжении в зависимости от времени года и других причин. Рейс проводился по международной программе СИКАР (Совместное изучение Карибского моря и прилегающего района Атлантики). Было установлено, что источник Антило-Гвианского противотечения — южное ответвление Северного Пассатного течения. Зарождается оно на 28—31-м градусах северной широты и 72—74-м градусах восточной долготы.

«ВИТЯЗЬ» провел три экспедиции в Тихом океане и морях Дальнего Востока. В одной из них, продолжая начатые ранее исследования системы экваториальных подповерхностных и глубинных течений, участники плавания обнаружили в глубинах океана у экватора мощное восточное течение, разделенное на две струи.

«АКАДЕМИК ВЕРНАДСКИЙ» плавал в основном в тропической зоне Тихого, Индийского и Атлантического океанов. Когда были обработаны данные по измерению течений, выяснилось, что в экваториальной зоне они имеют по крайней мере трехслойное строение. Связано это прежде всего с распределением плотности водных масс по глубине. Вместе с тем, хотя законы формирования течений н движения воды для всех океанов общие, у каждого из них есть и свои индивидуальные черты.

ЭКС ПЕ ДИЦИЯ-72

53