Вокруг света 1974-09, страница 12

Вокруг света 1974-09, страница 12

...Мне рассказывали о первом дне Кремиков-ского комбината, о том, как в марте шестидесятого года на мокрое поле, на рыжее, выцветшее жнивье недалеко от деревни Кремиковцы выехал экскаватор «Красный металлист» № 754, и деревенские жители, привлеченные гулом двигателя, вышли поглядеть, что будет.

Экскаватор начал вгрызаться в землю, набрал полный ковш, скинул его в кузов грузовика. Грунт был мокрый и тяжелый. Грузовик лязгнул железным кузовом и резко взял с места. Надо было экономить время.

В комбинатских летописях значится, что день был серый, ничем не примечательный, и эта обыденность рождала в душах собравшихся крестьян некую неуверенность. Неужели на этом месте построят огромный комбинат? И будут плавить сталь? Неужели произойдет чудо?

Для того, кто не видел этого мокрого поля и экскаватора, прорывающего первую траншею, кто не видел никогда металлургических комбинатов, как они строятся и как становятся частью живой жизни, Кремйковцы — чудо.

Комбинаты строят не каждый день, и построить их — непростая инженерная задача. Проблема определяется целиком, когда выясняется, что технические сферы должны переплетаться с человеческими судьбами, рядом со стальными конструкциями должны расти живые люди, выявляться характеры, определяться личности, способности, таланты, и без этого настоящего комбината не бывает. Кремиковцы для Болгарии не просто поставщик металлосырья для нужд развивающейся промышленности, Кремиковцы — болгарское чудо.

Болгария от века считалась сугубо сельскохозяйственной страной. Болгары самозабвенно любят землю, достаточно взглянуть, с какой нежностью и каким уважением обрабатывается каждый клочок, как лелеется каждый кустик и каждый цветок. К металлу такого отношения

пока нет, считают одни. Нет, есть уже, говорят другие.

На завод, к верстаку, к станку приходит вчерашний крестьянин. Не обязательно он пришел именно в Кремиковцы и именно с поля. Будем смотреть шире. Пусть этот молодой человек, пришедший на завод, кончил школу, отслужил в армии. Он все-таки еще не рабочий, даже если допустим, что в армии он имел дело с техникой, а в селе работал на тракторе.

Стать индустриальным рабочим сразу же по поступлении на завод невозможно: мало обучиться ремеслу, надо менять уклад жизни, надо чувствовать свое место и свою значимость в огромном коллективе. И все это требует времени. В один день этого не решить.

Болгарская промышленность переживает то, что переживала наша страна в первые пятилетки, когда деревня., двинулась в город и вчерашний хлебопашец становился городским жителем. Все это, разумеется, происходит в других условиях, на другом витке спирали, но происходит.

Крестьянская работа непростая и бывает тяжелей, чем в цехе, но она привычней. Она традиционней. И отец, и дед ею занимались, и вот сосед рядом, вся жизнь которого на виду.

Работа на современном промышленном предприятии требует четкой дисциплины труда. Тут нельзя лечь на меже, подремать, перекурить не спеша, если вдруг пришла такая потребность. И отговорок нет — куда опешить, успеется; бывает, день год кормит. Все это для деревни. Присказка в поле, но не на заводе, не на комбинате. В Кремиковцах это не годится.

Работа в цехе диктует свой ритм. Его нельзя понять, его надо почувствовать и вжиться в него.

Кремиковцы вживаются в этот ритм упорно, с достоинством. И навсегда. Как и вся Болгария.

ЗАГАПНИ ПРОЕКТЫ ОТКРЫТИЯ

ПОДВОДНЫЙ ПЛАНЕР

Научный сотрудник Болгарской Академии наук Сергей Куприянов сконструировал безмоторный подводный планер. Идея Куприянова заключается в следующем: для спуска под воду используется сила гравитации, а для подъема — та же сила, что выталкивает тело водолаза на поверхность. Аппарат совсем бесшумен и не требует никаких заряжающих агрегатов.

У планера обтекаемый корпус, снабженный крыльями, элеронами и рулем, — в этом у него полное сходство с безмоторным самолетом. Внутри корпуса установлены баллоны со сжатым воздухом и балласт. Аппарат снабжен и устройством для скоростного всплытия в случае аварии. Балло

ны со сжатым воздухом соединены с системой дыхания. Под водой управление осуществляется элеронами и рулем. При равенстве подъемной билы и силы тяжести планер движется на определенной глубине.

Когда выдыхаемый аквалангистом воздух поступает через клапан в специальный воздушный мешок, планер всплывает. Не нужны нн батареи, ни специальные источники энергии. Еслн пилот видит на дне что-то интересное, он может поставить аппарат на якорь, выйти из него и рассмотреть объект, используя акваланг. Если на дне действительно окажется предмет, заслуживающий внимания, то аппарат может вынести его на поверхность.

Аппарат легко управляем", а его

скорость выше скорости передвижения аквалангиста.

Конструктор особенно доволен * тем, что планер может выполнять фигуры высшего пилотажа. А если Сергей Куприянов человек, который летал на безмоторных самолетах, утверждает, что нет ничего красивее, чем «подводный полет», ему можно верить.

Первая модель планера прошла испытания в районе Приморско. Сейчас Сергей работает над усовершенствованием своего аппарата. Он убежден, что, если" его снабдить навигационными приборами, герметизировать кабину, он будет значительно удобнее и надежнее. На нем можно будет плавать даже вслепую и опускаться на большую глубину. Но это пока вопрос будущего.

го