Вокруг света 1975-02, страница 63

Вокруг света 1975-02, страница 63

Роспись как бы перебрасывала мост в мир загадочного и непостижимого, давая в скупом, грубом рисунке простор воображению. Раскрашенный кусок дерева говорил со мной безмолвным языком ассоциаций. Так, наверное, человек, услышавший слово «лошадь» и остановивший на нем внимание, неизбежно представит себе ржание этой лошади, ее перламутровое око в кровеносных сосудах, настороженные уши; а там, за ушами, за выгнутой гривой, он увидит росный луг, реку, перевитое ветром поле в высоких хлебах и дурмане вянущих трав...

Ипатыч сидел не шевелясь, высунув кончик языка, как школьник на диктанте. С несокрушимой ясностью, рукою твердой, лишенной сомнений, писал он красную траву и синие листья. В синюю кудрявую ^листву вплетал розовые ' бутоны, а в желтое, как морошка, небо пускал черных птиц с зелеными крыльями... Колорит росписи был праздничный, ликующий, созданный бесстрашной фантазией, не скованной рассудком. Той фантазией, что питается куцым северным солнцем, а вернее, долгим ожиданием его. Изредка видя солнце, мечтая о нем, северный человек находит в его мимолетных улыбках больше радости? нежели южанин в палящем зное.

...Рано утром над Замежной, как прыгуны с трамплина, разлетались самолетики местной авиалинии, и я заспешил в аэропорт.

— Бери себе ложку на дорожку, — сказал Ипатыч, протягивая мне самое нарядное из своих рукоделий. — Щи будешь хлебать — старика вспоминать. — Он потянул мевя за рукав. — А можа, останешься на недельку? Можа, на рыбалку съездим, поохотимся, а? Один человек — что головня в поле, а две положи — глядишь, и закурятся.

Жалко было расставаться со стариком.

— Не могу, Ипатыч, — сказал я. — Командировка!

— Суета заела. Больно шибко живете, молодежь. Все бегом, бегом... — Он напоследок оцарапал мою руку мозолями, дружески хлопнул по плечу. — Ну да ладно, бывай! — И, круто развернувшись, заковылял к своей избе. Его длинная, с густыми, седыми прядями борода реяла на ветру...

Я шел узкой полевой тропинкой — овес по пояс, сырой аромат трав и тишина. Ноги скользили по размякшей земле, грязь мягко и податливо уплывала из-под подошв... В пепельно-синем небе кудрявились облака. В глубине ближнего бора долго и могуче набухал горячий оранжевый шар, ворочался, рассыпался искрами, и вскоре запели птицы, задвигались синие тени, и вся земля задымилась в неверном желтом свете... Солнце висело на острых пиках елей — молодое, розовое, звонкое.

Как мяндинская ложка.

УБИЙЦА—АВТОМОБИЛЬНЫЙ ВЫХЛОП

Специально созданная Национальной Академией США комиссия пришла к выводу, что загрязнение воздуха автотранспортом лежит в основе примерно четверти всех заболеваний, регистрируемых ежегодно в крупных городах Америки. Количество смертных случаев, прямо или косвенно связанных с транспортным загрязнением воздуха, составляет в год до 4 тысяч; следствием этого же фактора является потеря приблизительно 4 миллионов рабочих дней в году.

Большое число заболеваний происходит в результате того, что загрязнение серьезно влияет на людей, и без того страдающих сердечно-сосудистыми и респираторными заболеваниями. Особенно подвержены такому воздействию престарелые и дети.

МАРТЫШКА, В ЗЕРКАЛЕ УВИДЕВ ОБРАЗ СВОЙ...

В результате длительных психологических исследований группа ученых из Зоологического института Министерского университета (ФРГ) под руководством Юргена Летмате пришла к выводу, что некоторые животные, бесспорно, обладают способностью к абстрагированию и могут составлять представление даже о том, что б нашей речи определяется словом «я».

Так, наблюдения за самкой шимпанзе, стоящей перед зеркалом, показали, что она понимает связь отражения со своим телом и располагает целым комплексом представлений о собственном индивидууме.

Для доказательства, что и другие виды обезьян обладают такой способностью, были проведены эксперименты с шестью орангутангами, шестью гориллами и пятью видами низших обезьян.

Все представители низших видов и гиббоны реагировали на свое отражение в зеркале так, словно перед ними был противник: они делали угрожающие жесты и всячески демонстрировали перед ним «свою мощь». Человекообразные обезьяны, напротив, проявляли бесспорную способность узнавать себя в зеркале. Однако и они не сразу приходили к такому пониманию. Шимпанзе сначала носились по клетке со вздыбленной шерстью, строили своему отражению гримасы и, возбужденно вытягивая руки, издавали гневное уханье. Самцы-орангутанги вызывающе раскачивались на трапеции и с силой встряхивали «мебель» в клетке; самки же ограничивались плевками в зеркало.

Гориллы выражали свое возмущение, останавливаясь перед зеркалом, и, с силой барабаня себя кулаками в грудь, бросали в него находящиеся в клетке предметы, забрасывали его пометом и остатками пищи.

Но очень скоро они успокои

лись, а шимпанзе и орангутанги раньше, чем другие обезьяны, начали проявлять реакцию «самоузнавания». Так, одна из самок шимпанзе уселась перед зеркалом, открыла рот и, вглядываясь в свое отражение, начала указательным пальцем чистить зубы. Такую же «чистоплотность» проявил и самец-орангутанг.

Особенно интересно было наблюдать за поведением самки орангутанга, когда она, подойдя к зеркалу, старалась «принарядиться», пристраивая на разные лады лист салата на голове, и, поворачивая его в разные стороны, любовалась собой, внимательно следя за отражением в зеркале.

Чрезвычайно успешно проходили тесты с цветней маркировкой человекообразных обезьян. Все взрослые шимпанзе тут же обнаруживали незаметно для них нанесенное на лоб цветное пятно и, заглядывая в зеркало, старались его соскрести. Из четырех же помеченных взрослых орангутангов два самца и одна самка увидели в зеркале пятно и пытались его удалить, а одна самка его просто не заметила. Интересно, что обезьяны от полутора до двух с половиной лет на маркировку вообще никак не реагировали.

В целом можно прийти к выводу, что высокоразвитые обезьяны довольно быстро понимают, что именно они видят в зеркале, и начинают относиться к нему примерно так же, как и люди.

ЗЛГАПНИ ПРОЕНТЫ ОТКРЫТИЯ