Вокруг света 1975-08, страница 28лях и производила впечатление тихого и спокойного места. Мы долго говорили со старейшиной Конгаем. Остальные время от времени присоединялись к нам. Лица людей были приветливы и ясны, они шутили и смеялись. И к концу дня я стала своим человеком в этой зеленой и веселой деревне. Я даже не заметила, как село солнце, как наползли сиреневые сумерки, быстро сменившиеся непроглядной темнотой. Сын Конгая принес охапку дров, теперь мы сидели со старейшиной у костра, наблюдая за бесконечно разнообразной игрой желто-красных языков пламени. И вдруг в ближней хижине раздался плач. Ка-кой-то горестный и безутешный. Соседняя с ней хижина откликнулась таким же плачем. Через несколько минут плакала вся деревня. Конгай, сидевший рядом со мной, начал подозрительно хлюпать носом. «Господи, — подумала я, — что же у них стряслось, что все сразу заплакали?» — Конгай, — тихо позвала я. — Что случилось? — Ничего, — ответил Конгай и хлюпнул еще раз. — Как ничего? А почему все плачут? — А, это... Я сейчас тоже буду плакать, — ободрил он меня. — Слушай, — обеспокоилась я. — Ты сначала объясни, а потом плачь. Хорошо? — Хорошо, — покорно согласился Конгай. — А ты тоже будешь плакать? — А что, надо? — осторожно спросила я. — Конечно, надо, если у тебя кто-нибудь умер. — Пока никто Не умер, — сказала я. — А у нас умер. Три года тбму назад умер наш родственник, вот мы и плачем. — А почему вы это раньше не сделали? Конгай недоуменно уставился на меня. — Мы и тогда плакали, — как бы оправдываясь, сказал он. — Ведь после похорон надо плакать каждый день в течение трех лет. Иначе дух умершего будет недоволен. И, объяснив все это, Конгай зарыдал. Деревня плакала до рассвета. А когда взошло солнце, плач прекратился. Деревня выполнила поминальный ритуал. Дух умершего, дух предка, или, как говорят панья, «пена», может жить в доме, может обитать где-ни-будь рядом. Лучше всего, если в деревне отведено для этого какое-то одно место. И людям спокойней, и духам вместе как-то веселей. Обычно дух живет целый год в своем доме, а потом переселяется в ко-лайчатан — место духов мертвых. — ...Слышишь? — говорит Велла. — Упя*а ветка, это духи предков ее обломали. Велла — жрец. Он живет в колонии панья, где теперь стоят домики под черепичными крышами вместо старых бамбуковых хижин. За колонией в лощине — священная роща, средоточие всех реликвий панья, начиная от духов предков и кончая богиней Бхагавати. — Слушай, слушай, — опять говорит Велла. — Как будто шумит ветер. Но это тоже наши духи. Я прислушиваюсь, к шелесту листьев старого дерева, к которому меня привел Велла. Это и есть ко-лайчатан — обиталище духов предков. Корни дерева похожи на коричневые узловатые руки, которые протянулись по траве в поисках добычи. Меж этими руками-корнями лежит несколько камней. Камни поставлены в честь духов предков. Велла осторожно касается камней и говорит: — Сейчас, днем, можно только слышать наших духов. А вечером я их вижу. Они проходят по этой роще, как тени. И ни поймать, ни ощутить их нельзя. Однажды я очень ясно видел женщину. Только не мог ее узнать. Я не встречал ее в моей жизни. Наверно, она умерла до моего рождения. Когда она появилась, сразу зазвонил колокольчик. Тихо так — трень, трень. Он всегда звенит, когда дух предков проходит близко. Ты никогда не слышала? — Нет, — говорю я. Я не хочу признаваться Велле, что у меня нет духов предков. Предки, конечно, были, а вот духов нет. Если я в этом признаюсь, Велла будет меня жалеть, как самого обездоленного человека на Земле. Окончание следует ЗА ОЗЕРОМ ОЗЕРО Щ f Уне удивительно ли са-Щ к »мо по себе озеро. Да И—»—■ сравнить его просто не с чем. У реки — конец и начало, ее не окинешь взглядом от истока до устья. Море вообще бесконечно, море всегда старается убедить, будто ты стоишь на краю света. Река — вся движение, вся энергия. Озеро замкнуто, энергия его не видна, она где-то в глубине. Озеро сосредоточено в самом себе, как некое законченное произведение. Озеро манит и еле заметной таинственностью похоже на человеческий взгляд. В него нужно долго смотреть, чтобы к нему приглядеться, и долго ходить по его берегам, как вокруг любимой песни. Да и есть ли у озера берега? Берег у него, по сути дела, один, и совершенно бесконечный, как у человеческой души, которую вроде бы почувствовал, но понять, ох, как трудно. Река всегда разделяет, у нее берега два, где бы ты ни стоял над ней. Недаром по рекам издавна проходят границы. Я уже не говорю о морях. Моря и океаны разделяют целые континенты. Порою даже трудно представить, что за страна лежит там, на другой стороне океана. Между тем озера как бы объединяют вокруг себя местность или целые пространства, которые и дорогами своими тянутся к ним, чтобы из озера напиться или заглянуть в его глубину. Я вспоминаю, как на Глубокое надвигалась гроза. Гроза надвигала тучу среди ясного предвечерья. И глубокие заливы Глубокого сначала сделались холодными, какими-то оцинкованными. Озеро насторожилось. Туча принесла дождя немного, только полыхнула раз-другой, слегка воду подпалила и чуть расплавила. ЮРИИ КУРАНОВ Фото В. ЯНУСА И чуть задержалась. И тогда Глубокое изнутри позеленело, прохватило толщу свою прозрачностью. Надо сказать, что вода в Глубоком вообще зеленая, но не оттого, что она цветет или мутна,— зеленый цвет исходит из самой его глубины. У берега прозрачно видны песчаные отмели, а к середине, где озеро уходит на сорок метров в толщу, а по словам старожилов и до ста, оно все зеленей, зеленей и гуще. Вода эта чистая и, на удивление, мягкая. Невозможно смыть мыло с ладоней, когда умываешься. А если уж искупался, становишься шелковым, легким, как младенец. Я видел, как над Глубоким в ясном предвестии утра собирался туман. Он закутывал сразу все три губы нашего озера. Он даже не поднимался из воды, а возникал как бы из ничего. Ровный йм HP моих ОТКРЫТИЯ г |