Вокруг света 1978-03, страница 49

Вокруг света 1978-03, страница 49

— Скорей иди! Что покажу-то.

Накинув ватник, я еле поспевал

за прытким проводником, бросившим на ходу:

— На Черное пойдем.

На белизне озера выделялась лишь маленькая темная полоска. Вчера Александр продолбил лунку, воткнув рядом еловую ветку, чтобы было приметнее. Сюда-то он и торопился. Прочный наст хоро-. шо держал. Ветер выбил на озерной поверхности мелкую рябь. Ступая будто по гофрированной доске, мы пересекли Черное... У темнеющей лунки валялась рыболовная снасть, впопыхах брошенная Александром. Рядом недвижно рыжела лиса.

Сашка видел, как это случилось.

Он еще с берега заметил на озере красноватую полоску — лису. Вдруг впереди выкатился серый комочек. Лиса рванулась за мышонком. Тот с перепугу свернул к еловой ветке и исчез, лиса кинулась за ним в лунку, взметнулась над озером красным факелом, дернулась и затихла...

Мы вытащили ее голову из лунки. Ее пасть была раскрыта хищно и зло. Такой она настигла добычу.

Смерть на ослепительном снегу казалась нелепой...

ЗЕМНОЕ ПРИТЯЖЕНИЕ

Вытянутые к земле, сосульки перед окном закрывали лес.

Ночью в лунном свете они мерцали. А поутру их четкие конусы оказывались другими — покрытыми от ночного мороза матовой изморозью. В полдень они наливались ясным светом, и тяжелые капли срывались с прозрачных концов.

С каждым днем от жаркого солнца сосульки все более вытягивались. Капли слетали с них, торопясь, словно хотели перегнать друг друга.

Как-то на крыше послышалась возня. Я вышел на крыльцо, и перед лицом моим медленно проплыла белая рыхлая масса. Она глухо шлепнулась, обдав меня мокрым снегом.

Сбежав по ступенькам, я запрокинул голову, жмурясь от ярких лучей. Черный на солнце, с нелепо торчащими ушами шапки, Федор Григорьев скидывал с крыши снег. И вот очередная глыба, шурша по дранке, рухнула с края крыши и

увлекла за собой сосульки. И они вернулись к земле, чтобы принести ей сверкание солнца и живительную силу влаги.

БЕРЕЗОВЫЙ СВЕТ

У самого леса ветер затихал. К запаху мокрого снега деревья добавляли ароматы нагретой коры, набухших почек, а с проплешин на южных склонах тянуло прелой листвой. Совсем по-летнему пахли острые листики новой травы...

Мы тихо шли в березовой роще. Легко дышалось холодным воздухом, хотелось его пить жадно, взахлеб.

— Не воздух, а березовый сок, хоть в кружку наливай, — говорил, словно читал мои мысли, Федор Григорьев.

Я остановился. Смолк скрип снега под валенками. Тонкие ще-мяще-беззащитные стволы в спокойных лучах предвечернего солнца светились особой белизной. Тишина, тишина без предела нарушалась лишь трепетаньем где-то вверху лоскута бересты.

Я медленно поднял голову — ровные белоснежные стволы уходили в бездонную голубизну неба, в животворный свет весны.

УЦЕЛЕЕТ ЛИ ВОЛК?

Если не брать Аляску, волка можно считать почти полностью уничтоженным во всех штатах США, кроме Миннесоты, где сохранилось около 1200 особей. Сходное положение и в Мексике. В Канаде, по различным оценкам, поголовье волков находится в пределе между 17 и 28 тысячами.

И вот, когда волков осталось совсем немного, началось интенсивное, как никогда прежде, их изучение.

Возглавляемая зоологом Д. Мехом группа экологов установила миниатюрные радиопередатчики на теле 150 волков в различных районах их обитания. Исследователи провели в воздухе многие тысячи часов, прошли на машинах, лодках и пешком тысячи километров, наблюдая за перемещениями и поведением как «меченых», так и обычных стай.

Результатом являются выводы, во многом опровергающие сложившиеся представления о волке как о грозном и безошибочном «убийце». Так, из 131 наблюдавшегося случая, когда волки преследовали лося, лишь семь закончились его гибелью. В остальных лоси либо спасались бегством, либо дали сокрушительный отпор. Почти все случаи

удачной охоты объясняются тем, что волки подняли старое или больное животное. Таким образом, вновь подтверждена положительная роль, которую играет этот хищник в процессе естественного отбора травоядных животных.

Увеличились знания и о жизни стаи. Волк — территориальное животное. Однако площадь, «принадлежащая» отдельной стае, сильно отличается в различных районах обитания. Так, в штате Миннесота она составляет обычно около 130 квадратных километров, на Аляске же отмечен случай, когда стая занимала «охотничье угодье» площадью 13 тысяч квадратных километров.

Изучена роль, которую играют в популяции волки-одиночки. Установлено, что в своих весьма длительных переходах они почти всегда тщательно держатся «пограничного» между территориями соседних стай района.

Пополнение рядов одиночек, как считают исследователи, идет за счет ухода из стаи той особи, которая подвергается нападкам более сильных животных. Полагают, что этот механизм выгоден для сохранения вида, так как при остром недостатке пищи доля каждого оставшегося волка возрастает.

Однако бывает и так, что стаю покидают сильные, но молодые волки, которые предпочитают самостоятельное существование длительному пребыванию под началом у матерых животных. Смертность среди одиночек, не имеющих закрепленной территории для охоты, в обычное время много выше, чем у волков в стае. Но в случае эпидемии шансы уцелеть у таких волков более высокие. Обнаружив незанятую территорию и встретив самку, одиночка образует новую стаю.

ОПАСНОСТЬ МОДЫ

В результате как законной охоты, так и браконьерства в Африке становится все меньше зебр. Например, в Кении за последние шесть лет число зебр Грави сократилось с 10 тысяч до тысячи. Зебр Хартмана в 1950 году там было около 50 тысяч, теперь осталось всего 2 тысячи.

По мнению авторитетных зоологов, спасти зебр может только полный запрет охоты. Но и он мало что даст, если не прекратится бесконтрольное уничтожение животных. А браконьерство подогревает охватившая Запад мода на пальто, дамские сумочки и переплеты к телефонным книгам из шкуры зебры.

НОВОСТИ экологии