Вокруг света 1979-02, страница 43

Вокруг света 1979-02, страница 43

приветствиями — из воды показался корпус фрегата, пролежавшего на дне 333 года.

Катер прошел под мостами, обогнул один остров, затем другой, третий и причалил неподалеку от трех параллелепипедов, один из которых стоял прямо на воде залива. И в нем, как в огромном эллинге, стоял красавец «Ваза».

Он действительно огромен и поражает воображение даже современного человека. Его ребра-шпангоуты и соединяющие их бимсы, его килевые крепления сделаны из мощных брусьев, а обшивка выглядит так, как если бы ее поставили совсем недавно. По всему обводу судна сделана наружная галерея, где могут проходить зрители, получая возможность обозреть судно со всех сторон. Вид но, как стекают ручейки с влажного потемневшего дерева. Это делается потому, что на воздухе при высушивании дерево могло бы от внутреннего натяжения потрескаться и вызвать общее разрушение корпуса. Высушивание происходит постепенно, очень медленно. И одновременно идет процесс пропитывания всех деревянных частей корабля особым, предохраняющим от гниения составом.

Больше всего пострадало кованое железо. Оно было сильно испорчено ржавчиной. Но в общем вода сохранила в почти полной неприкосновенности то, что пролежало на дне бухты 33 десятилетия — изделия из кожи, ткани, золота, серебра, меди, бронзы, чугуна, даже дерева. Современность, наука получили необыкновенной щедрости подарок — двадцать четыре тысячи предметов. Достаточно сказать, что даже шесть 150-литровых бочек пороха вполне могли быть использованы по назначению после просушки. Обнаружились также и кое-какие книги, судовые журналы, библия, документы, письма.

А гид продолжает неторопливое объяснение... Вот там хранились паруса, блоки, снасти, весла, запасная древесина и другие материалы на случай починки... А тут стояла грот-матча, за которой помещалась плотницкая мастерская. В трюме, где прохладно, хранили продовольствие, кухонную посуду. Там же размещался и камбуз. По соседству с камбузом, в другом отделении,в держали балласт, якорные тросы; крюйт-камера, где лежал порох, тоже в этом трюме.

О конечно, корабль был великолепен — на украшение королевского фрегата казна отпускала золото не скупясь. Достаточно сказать, что корма и нос — но особенно корма! — имели свыше

700 резных позолоченных скульп-тур. Офицерские помещения, размещавшиеся на всех пяти палубах кормовой части, были сплошь покрыты резьбой, как снаружи, так местами и изнутри.

Но для остального экипажа никакого комфорта не полагалось. Матросы спали прямо на досках в батарейных палубах. Кстати, манекены матросов «Вазы» одеты в ту

же одежду, что была найдена при археологической очистке подрято-го корабля. Увы, к одежде i сто-рия оказалась милостивей, чей к памяти тех, кто носил ее... Иыена только шести членов команды <Ва-зы» удалось установить исследователям. А ведь — напоминаю — погибло здесь около 170 человек...

3. ДИЧ/РОВ

41