Вокруг света 1980-11, страница 3

Вокруг света 1980-11, страница 3

«Обсудите немедленно:

...нельзя ли завоевать устье Урала и Гурьева для взятия оттуда нефти, нужда в нефти отчаянная.

Все стремления направьте к быстрейшему получению нефти и телеграфируйте подробно».

Советская Россия изнемогала от топливного голода. Надо было открыть дорогу к эмбинской нефти. И она была открыта: 3 января 1920 года Чапаевская дивизия начала последний бросок на юг, на Гурьев. Бросок от предпоследнего рубежа, одним из ориентиров которого был поселок Гребенщиково, до рубежа последнего, которым являлся город Гурьев. Первая нефть, которую получила Советская Россия, была нефть эмбинская...

Прошли годы. И вновь прикаспий

ские степи стали ареной жаркой битвы за нефть. Но то была уже мирная битва — геологи, бурильщики открывали нефтяные богатства пустынного Мангышлака.

...Холодными степными ночами светятся на земле полуострова огни нефтепромыслов. Мангышлак, где формируется сегодня территориально-производственный комплекс, дает стране нефть. Уходят под землю разведочные скважины глубокого бурения. Предполагается, что основные запасы еще не открыты. Исследования полуострова, сделанные из космоса, откуда явственно видны земные трещины и разломы, говорят о перспективности этого района.

Наш корреспондент побывал на полуострове Мангышлак, чтобы своими глазами увидеть сегодняшнюю битву за нефть.

*Жйлп&пыя дороги

L

<5bcciu.

/

В-*» jurrarr* •» псжож яшяджжтж

АНДРЕЙ ФРОЛОВ, наш спец. корр. Фото автора

ЭФИРЕ-ГОЛОСА МАНГЫШЛАКА

В

вид живого организма. Он был покрыт морщинами, живыми и усохшими. На горизонте стояло горячее пыльное марево. После степи поплыла серая земля почти без складок. Это был сор Мертвый Култук.

«Сор» в переводе означает «мертвая земля». Соры — это дно отступившего моря; на них долгое время ничего не растет, на сор не заходят звери, над ним не летают птицы.

Вскоре вертолет сделал посадку

на одной из буровых, выгрузился и, не задерживаясь, полетел назад. Вышка стояла на матово-серой, ровной от горизонта до горизонта земле, резко прочерчивалась на фоне неба. Немного в стороне от нее