Вокруг света 1981-10, страница 18

Вокруг света 1981-10, страница 18

Рыболовы наживку на крючке забрасывают подальше от берега. Долго ждать клева не приходится: удилище начинает дрожать и гнуться под сильными рывками. Забросил — вытащил, забросил — вытащил. Такая рыбалка кажется чудом из чудес. Но уже на второй зорьке как-то приедается — не хватает переживаний, сопутствующих настоящей рыбалке, нет трепетного ожидания пугливо ныряющего поплавка. Может быть, поэтому эфиопы равнодушны к рыбе и ловят ее исключительно на продажу проезжим европейцам? Рассказывают, правда, и здесь об удачливых рыболовах, когда клюет нильский окунь весом в шесть и более пудов. Но ведь на такого зверя требуется не снасть, а коллектив.

J1AJ1ИБЕЛА

Стоит остановить машину в самом что ни на есть безлюдном месте, откуда ни возьмись набегают мальчишки. Поодаль непременно возникает фигура пастуха. Он картинно замирает, опершись на копье. Его явно одолевает любопытство, но без приглашения он не подойдет. За исключением малых детей, не отягощенных грузом манер, жители Эфиопии гостю не докучают и встречают его достойно, без лишней суеты и очень радушно.

Именно так принимали нас в Лали-беле, знакомство с которой начал рассказ гида: «Когда мать вынесла младенца напоказ придворным, над новорожденным повис пчелиный рой, удививший всех примерным поведением. Отсюда и пошло имя Лалибела, означающее в переводе с древнего языка гээз: «даже пчелы признают его власть». Он правил в XII веке, дал название городу и положил начало строительству одиннадцати церквей, которые сейчас по праву считаются одним из «чудес света».

Это не храмы, вознесенные над окрестными холмами, и не сумрачные пещеры, уводящие в недра гор, а подземные сооружения, вырезанные из цельного камня и вписанные в горный ландшафт.

Португальский монах Алвареш, первым из европейцев посетивший Ла-либелу в XVI столетии, долго приходил в себя по возвращении на родину. А когда привел в порядок разбросанные чувства и собрался с мыслями, добросовестно-' излаяйШ увиденное. Но в заключение сделал грустную приписку: «Дальнейший рассказ не имеет большого смысла, потому что мне все равно никто не поверит».

За прошедшие века тысячи и тысячи гостей побывали В небольшом городке Лалибела в провинции Волло. Алва-решу теперь поверили бы: о замечательных церквах написаны монументальные труды, где научные выкладки тесно переплетаются с досужими вымыслами и рассуждениями о сверхъестественных силах. Отдельные авторы, вдохновленные научной и ненаучной

фантастикой, додумались и до участия космических пришельцев в создании храмов. Действительно, трудновато представить, как мастера далекого прошлого с их примитивными орудиями сумели превратить скалы в резные крыши, стены и колонны.

Для строительства избирали большую площадку, вырубали вокруг будущего здания глубокие канавы и начинали обрабатывать каменную громаду от края к центру. Крыша, как правило, расположена на уровне земли либо сливается с горами, и тогда строение напоминает пещеру в горизонтальном склоне. Здания отделены от скал провалами траншей, образующих дворики, местами встречаются бассейны со «святой» водой, покрытой пленкой зелени. Из скал вырастают колонны, стены изукрашены геометрическими фигурами, фресками и сценами из библии, хотя от времени краска поблекла и выцвела.

Каждая церковь имеет свою примету. В одной демонстрируют луч света над алтарем, который, по словам гида, не меркнет днем « ночью. Гиду приходится верить, потому что ночью в церковь не пускают. В другой — «могила Адама», и все начинают живо интересоваться, где же похоронена Ева. Дальше хранятся манускрипты начала XV века, скульптуры святых и великое множество древних крестов. Самая заметная достопримечательность — колонна, уходящая на высоту двух этажей и покрытая материей. Священники заверяют, что так надо, ибо на ней высечено прошлое и будущее мироздания, а людям знать того не положено.

Если верить легенде, древние жители стремились обеспечить храмами всех святых, почитаемых в Эфиопии. Даже святого Георгия резвый конь не пронес мимо Лалибелы. Самый красивый крестообразный храм носит его имя.

— Знаете,— сказал озабоченно Геб-ре Мескаль-Уорку, председатель трех кебеле (ассоциаций городских жителей) Лалибелы,— мне шлют из центра директивы, чтобы я развивал инициативу масс, а мы здесь думаем, как бы попридержать эту инициативу. Ведь средств у нас не хватает. Нет пока подготовленных кадров и техники. Но это дело наживное. Главное, согласитесь, в том, что в нашей стране установлена народная власть. А потом, приезжих у нас знаете сколько? Лалибела всему миру известное место, его занесли в список ЮНЕСКО. Охранять ее — наша ведь забота. Да еще студентов разместить надо, прибыли на земечу. Слышали? Для нас это самые важные гости. Приезжайте к нам через два-три года. Уверяю вас, что тогда у нас будет что посмотреть, кроме подземных церквей. Живые люди, творящие чудеса на земле, на мой взгляд, производят гораздо более сильное впечатление, чем искусно выделанные камни.

РУССКИЕ В АБИССИНИИ

Дух предприимчивости ^ казацкой вольницы, двинувший Ермака Тимофеевича к покорению Сибири, не исчез еще до настоящего времени. В пограничной Персии, Турции и Кур-дистанё еще до сих пор сохранилась так называемая русская казацкая вольница, представляющая, быть может, остатки запорожских и черноморских казаков, не желавших подчиниться гетманскому режиму. Казаки этой вольницы не имеют постоянного местожительства; до сих пор они сохранили православную религию и не признают верховной власти шаха и турецкого султана...

До слуха их дошло, что в Абиссинии исповедуется православная религия; недолго думая, выборный атаман Ашинов собрал небольшую дружину, и вся эта горсть храбрецов без знания пути и языков отправилась к абиссинскому негусу Иоанну с намерением облюбовать себе местечко для поселения...

Собравши свою дружину, Ашинов отправился в Константинополь, затем в Александрию и Каир. Из Каира депутация пробралась в Массову \ порт на Красном море... От Массовы до Абиссинии еще порядочное расстояние, но казакам, привыкшим к среднеазиатским степям, это ничего не значило. Скоро они прибыли в Азмару2 к вице-королю Разсовуле, одному из подвластных правителей нёгуса абиссинского... Разсовула принял казаков очень хорошо...

Затем Ашинов отправился к Гекли-Миноту Гаджанскому, который принял его также очень радущно и предлагал землю для поселений. Но казаки решили, что переселяться в Африку им неудобно, потому что там очень жарко и «все без рубашек ходят», и потому этот план был оставлен ими...

Наконец Ашинов пустился в обратный путь, не встречая нигде препятствий. Он захватил с собой одну абиссинку и абиссинского мальчика. Девушку он предполагает, обучив русскому языку и рукоделиям, отослать на родину, чтобы она научила своих соотечественниц, а мальчика желает оставить при себе...

Наконец казаки достйг'ли России, и путешествие их окончилось. Таким образом, горсть смельчаков без всяких знаний совершила одну из самых удачных экскурсий в глубину Африки и посетила Гаджан , в котором еще не бывали до сих пор европейцы.

«Вокруг света», 1886 год

1 Современное написание — Массава. (Примеч. ред.)

2 Современное написание—Асмара. (Примеч. ред.)

3 Ныне — Годжам, провинция Эфиопии. (Примеч. ред.)

16