Вокруг света 1988-02, страница 51храм, греческое надгробие и даже некое строение, отдаленно напоминающее Белый дом. Двадцати метровый коридор соединяет все эти и многие другие помещения. Четырехметровая винтовая лестница ведет на террасу и оттуда дальше в башни и эркеры. Кто теперь на самом деле может нам сказать, что творилось под форменной фуражкой обычного сельского почтальона, очевидно, далеко не полное воплощение идей которого до сей поры буквально ошеломляет каждого сюда приходящего? У Шеваля не было никакого образования, но он покрыл все свободные места строения рифмованными замечаниями, наблюдениями из своей жизни и мыслями о персонажах Библии и сказок «Тысячи и одной ночи». При виде всего этого голова идет кругом... По коридорам «Идеального дворца» бегают дети — для них это идеальный аттракцион. Туристы смеются, поражаются нелепости строения и мыслям на камнях, уже покрытых мхом, и пьют кока-колу. Но какая же это волшебная бесполезность в нашем практическом, функциональном мире! Какое терпение, какая преданность! Какая страсть! «Идеальный дворец» Шеваля созда вался бескорыстно, но тем не менее приносит потомкам почтальона сегодня вполне зримый экономический эффект. В доме, который построил японский предприниматель Оиси Годзаэмон, преуспевающий владелец мотеля «Папэн», та же идея, что с течением времени выкристаллизовалась в постройке безумного Шеваля,— «Не проезжайте мимо!» — была заложена изначально. «Папэн» сделан по-японски просто, рационально, и, что главное — цель достигнута вполне,— мимо «Папэна» не проехать и не пройти. 4 «Вокруг света» № 2 49 |