Вокруг света 1988-04, страница 2

Вокруг света 1988-04, страница 2

Еще одна 0

мешвая зона;

-ш VIA EST VITA .

Ваш журнал писал — и не раз — о нашей Камчатке, ее заповедных землях, гейзерах и вулканах, лососе и соболе, оленьих стадах — короче, обо всем, чем богат наш полуостров. Меня заставила взяться за перо угроза уникальной природе Камчатки. Но расскажу по порядку.

...Ясный погожий день. На стареньком Ми-4 ведем авиапатрулирование охотничьих угодий. И вдруг в районе реки Дзендзур, притока реки Жупановой, видим огромные шрамы на теле земли. Колеи проложены трелевочным трактором и двумя машинами «Урал». Следы буравят тундру, петляют, проламываются сквозь пойменный березняк и ольхач к обрыву реки. То начали работу изыскатели института Ленгидропроект. На реке Жупановой предполагается строительство гидроэлектростанции.

Нерестовая река — и гидростанция? Не ошибка ли это? Ведь всегда считалось, что гидроэнергетика и полуостров с его ценнейшими нерестилищами лососей — понятия несовместимые. Однако...

Река Жупанова — самая крупная река Елизовского района. Она берет начало у юго-западных границ Кроноцкого заповедника и впадает в Кроноцкий залив, образуя на своем пути пойму длиной более чем в полторы сотни и шириной до сотни километров. Сотни больших и малых притоков питают реку.

Не надо быть ученым, чтобы понять, что этот могучий комплекс не существует автономно. Он взаимосвязан с другими системами, и в том, что незамерзающая река с ее теплыми притоками влияет на формирование климата в Ели-зовском районе, нет никакого сомнения. В пойме реки очень много термальных источников; окрестности Жупановой постоянно содрогаются от вулканических толчков...

Теперь представьте, что пойма превратилась в водохранилище. Часть притоков затоплена полностью, уровень других значительно повысился, все теплоне-сущие капилляры остались глубоко под водой. Они уже не смогут согреть такую массу воды. Хранилище замерзнет. С огромной площади ледяного панциря повеет холодом, а температура здесь часто под минус 40. Летом же вместо желанного северного ветра, приносящего ясную погоду, от испарений водохранилища наверняка образуются морось и туман.

Первое, чего лишится река,— это лосось; нынешняя продуктивность ее, по оценке специалистов,— 2500 тонн лососей разных видов. Предполагается, что лососей будут разводить искусственно, но ведь еще неизвестно, как обернется этот эксперимент. Вот так! Загубить природные нерестилища, которые нам не стоят ни копейки, а взамен их перейти на дорогостоящее и пока неизвестно что сулящее производство...

Но пойдем дальше. Исчезнут лососевые — выродится соболь, ведь лососевые играют значительную роль в его жизни. А сейчас в пойме живет около полутора тысяч соболей. Дикий северный олень, который приходит в пойму летом, лишится мест размножения и нагула. Пострадает самая крупная популяция этого животного на полуострове. Пострадают лебеди, которые слетаются зимой на реку, и каланы — они уже появились у прибрежных рифов близ устья реки, и, конечно, уже не придут моржи, которых мы ждем и которые жили здесь полтора века назад.

А Кроноцкий заповедник, объявленный ныне биосферным? Ведь пойма реки — это буферная зона между районами активной деятельности человека и заповедником. Строительство плотины станет началом конца заповедника в подлинном понимании заповедания. Печальный пример этого уже есть, когда в 60-х годах гидроэнергетики того же Ленгидропроекта задумали возвести ГЭС на реке Кроноцкой, в центре заповедника. Огромная мертвая зона осталась тогда после изыскателей...

Конечно, нет сомнений в том, что Камчатке нужна электроэнергия. Давно говорят об использовании на полуострове нетрадиционных источников энергии, таких, как термальное тепло, тепло земных глубин, приливы, ветер. Но дело это практически не движется вперед, а гидроэнергетики уже определили на карте полуострова более тридцати рек, которым уготована судьба реки Жупановой. Неужели нам всем не понять, что строить ГЭС на Камчатке — значит получать электроэнергию из лососей, леса, пушнины!

Я уверен, что к решению проблемы энергетики на нашем полуострове нужен новый подход, продиктованный не сиюминутными нуждами, а ответственностью перед нынешним и грядущими поколениями.

А. КОВАЛЕНКОВ, директор Елизовского леспромхоза

«...Ночь была светлая, зимник прочен и легко держал велосипеды. Целых три часа за ними шли полярные волки. Заснеженная дорога, прихваченная морозом, хрустела под колесами, и, возможно, эти звуки и держали зверей на расстоянии...»—рассказывают участники велопробега Архангельск — Хатанга.

«Ласковое теплое море, сказочные краски... вот он, рай для всех... Но вот кому по-настоящему не везет в этом благословенном уголке Таиланда, так это его коренным обитателям из племени чао лей или, как здесь их называют, «цыганам моря»,— это строки из очерка корреспондента ТАСС Бориса Чехонина, подготовленного специально для «Вокруг света».

Греческий институт сохранения морских традиций минувшим летом организовал экспедицию на судне-копии древнего корабля эллинов. Этот поход оказался событием в истории исследований античного судоходства в Эгейском море и Восточном Средиземноморье. Своими впечатлениями о необычной экспедиции поделится ее участник, член Клуба путешественников Теодор Троев.