Вокруг света 1989-06, страница 17на высоте эркеры - беленые, отделанные темным деревом, с неболь шими окошками, которые смотрят на речку, лес, горы. Родопский дом... Если я берусь добавить несколько слов к тому, что уже написано о нем, то лишь потому, что своими глазами видела родопские дома и в Широка-Лыке. и в селе Моги-лице, и в городке Чепеларр, и в старых кварталах Смоляна все они очень разные и вместе с тем очень похожие. Было время, когда человек уходил в горы, спасаясь от завоевателей, и строил каменную жилую башню-квадрат с маленькими окошками, чтобы чувствовать себя в безопасности. Впоследствии дом расширялся, сохраняя неприступность, низ оставался каменным. И так как земли было мало, дом на высоте обра стал эркерами. Эркеры характерная деталь родопекой архитектуры Со временем стал расширяться и ниж ний этаж — за счет внутреннего дворика. Человек словно пленил частичку окружающего пространства, ого Смоляне. Фото Сашо Сарандалиева. родил ее высокими стенами привязал к своему дому. Во дворе шла вся хо зяйственная работа, оттуда был вход и в нижний эТаж, и наверх. Двор постепенно стал центром жизни, и тогда в верхних этажах стали расти кьош-ки нечто вроде застекленных террасок. Кьошк — тоже характерный элемент родопского дома, показатель благосостояния хозяина. Крыши, крытые « гикли» - серыми пластинами сланца, завершали ломаный рисунок верхних этажей. Возведенный в горах, родопский дом всегда оставался домом, про который горец мог сказать: «Мой дом - моя крепость». Ми кол а Гёчев распахнул дверь... Первый этаж, полутемный, с каменным полом, хозяйственный, здесь держали скот, инвентарь и разную утварь; второй этаж жилой. Деревянный пол, деревянный потолок, широкие деревянные рамы. В окне застыли далекие ели. Солнечный свет ложится бликами на темное дерево, на яркие ковры из овечьей и козьей шерсти, покрывающие иол и лавки Гепло и уютно кажется в этих строгих стенах. Никола Гёчев знает, как жили люди в этом доме, любит их, каждая деталь быта ему памятна. Он показывает кухню с очагом; здесь же подвешена люлька, стоят металлические кувшины и деревянные ведра; на столе деревянные ложки, деревянная резная печать с крестом и словами «Иисус Христос»: этой печатью метили хлеб... Очаг в доме был один Поэтому и потолки низкие, и открыты двери в гостиную, где стоял мангал с угольями. А на третьем этаже и вовсе было прохладно: гам, в маленьких комнатках, дочери пастуха хранили приданое На расписной сундук клали сотканные ими «халишита», «китени-ки», «козяци» одеяла, паласы, подстилки, пока не упрутся в потолок. Мастерицы наши женщины были, какие мастерицы...— разволновался Никола Гёчев И все сами делали, с любовью. Посмотрите на их одежду Гёчев показывает вышитые передники У молодой девушки передник желто-красной расцветки, это цвета восхода, ей еще жить и жить! У молодой женщины оранжево зеленый, |