Вокруг света 1990-01, страница 15

Вокруг света 1990-01, страница 15

Владимир СОЛОВЬЕВ,

наш спец. корр. Фото автора и из журнала «Мериан» (ФРГ)

ТРАНССАХАРА

Ковш был перевернут и прибит за ручку к синей картонке ночного неба. Кто-то вытряхнул из черпака Большой Медведицы последние капли воды, подвесил его и забыл за ненадобностью. Я отыскал Малую Медведицу и Полярную звезду, набрал в грудь начинающего остывать сахарского воздуха, выдохнул, но тревога не проходила.

«Эти ориентиры,— подумал,— нам пригодятся, если жара не даст возможности продвигаться днем. Но тогда нужно специально освобождать сзади в машине пространство и сажать туда штурмана-наблюдателя, чтобы точно отслеживал противоположное Полярной направление».

Я лежал на прикрученном к крыше автомобиля багажнике, подстелив под себя сложенное вчетверо полотно транспаранта с рекламой автопробега. Теперь поперечные железные балки не так сильно врезались в спину. Однако уснуть не удавалось.

Мы находились в самом центре Алжирской Сахары. Были пройдены полторы тысячи пустынных километров по шоссе. Асфальт здесь, в Регга-не, кончался, а предстояло пройти еще столько же по бездорожью. Справа от кемпинга — так называлась замусоренная площадка безо всяких удобств, даже без умывальника, но зато с сохранившимся кое-где забором — находился контрольно-про-пускной пункт «Протексьон сивиль» (гражданской обороны). А слева — под самые ворота стоянки — подкатывал свои раскаленные песчаные волны Эрг-Шеш.

Спать на песке, как это делают бедуины, мы остереглись. Недавно закончили брачный сезон скорпионы. В Москве, узнав, что мы едем в Саха

ру в мае-июне, врачи мрачно шутили. «Сыворотка будет не нужна в это время она бесполезна». Не хотелось подставлять себя рогатым гадюкам, эфам и гаям, которые, как нам объяснили, в пустыне тоже стараются держаться поближе к оазисам и населенным пунктам, где больше грызунов. А в салоне автомобиля тесно — полмашины заставлено пластиковыми бутылками с водой, проводольствием, средствами связи. Поэтому я и полез на крышу О дожде в Сахаре можно не вспоминать, а худшего — песчаной бури — ничто не предвещало.

В нашем небольшом отряде никто не спал. Ворочались на соседних крышах Олег Богданов и Виктор Паняр-ский — сотрудники журнала «За рулем», мои партнеры по прошлогоднему скоростному автопробегу Москва — Лиссабон. Курил сигарету за сигаретой Николай Качурин — представитель правления Союза журналистов СССР. Иностранных участников в команде уже не осталось.

.. .Западногерманский фоторепортер Аксель Краузе, который выехал с нами из Москвы, сбежал в Эль-Дже-заире. Утром в день отъезда в номере его не оказалось. Портье передал нам записку, Аксель просил его извинить, не разыскивать и не ждать. В последнюю минуту он испугался Сахары. Мне трудно было в это поверить. Я вспомнил, как он работал, как ки дался под колеса автомашин, как залезал на крыши зданий, чтобы получить самый эффектный снимок. Это была самая тяжелая потеря — мы лишились фотографа-профессионала, а вместе с ним и аппаратуры для съемок.

Кристофер Музавази, зимбабвий-ский журналист и секретарь Международной организации журналистов - он подсел к нам в Чехословакии,— как и планировалось, вылетел из алжирской столицы в Нигерию самолетом, чтобы готовить конференцию. А эфиопский коллега не при ехал его подменить. Так получилось, что перед самым опасным участком путешествия мы остались вчетвером на три машины и приходилось сидеть за рулем с утра до вечера.

Гостиницы кончились. Они остались там, в цивилизованной части Сахары, севернее Эль-Голеа, куда приезжают богатые зарубежные туристы посмотреть пустыню. В Реггане когда-то имелась крошечная гостиница, но она давно закрылась из-за отсутствия клиентов.

Была первая ночь, которую мы проводили под бездонным сахарским небом. Кругом стояла непроницаемая, вязкая, сводившая с ума тишина, какая бывает перед грозой. Сколько не прислушивайся, ничего не услы-

В июне прошлого года в столице Нигерии Лагосе состоялась международная конференция журналистов на тему «Мир, разоружение, развитие», проводившаяся по инициативе Международной организации журналистов. К конференции был приурочен автомарафон солидарности журналистов Москва — Лагос на трех автомобилях «Нива» с участием иностранных корреспондентов. Маршрут проходил через Польшу, Чехословакию, ФРГ, Францию, Алжир, Мали, Кот-д Иву ар, Гану, Того и Бенин. Участники пробега прошли 10 400 километров, в том числе

почти три тысячи километров по Сахаре. В Лагосе автомобили были переданы в дар журналистским ассоциациям Бенина и Нигерии. Автомарафон подготовили и провели редакции журналов «Вокруг света» и «За рулем» при содействии Союза журналистов СССР. Спонсорами стали Волжский автозавод, Международная организация журналистов и НПО ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия». Впервые удалось пересечь великую пустыню с севера на юг на отечественном автомобиле Наш корреспондент рассказывает о самом интересном и трудном этапе путешествия.

13