Вокруг света 1991-08, страница 7

Вокруг света 1991-08, страница 7

ЛАДЕНИЕ РАХМОЙ

Мало кто у нас отваживается на создание беллетристических произведений об Индии. Пожалуй, таких смельчаков вообще до сих пор не было (беллетризированные повествования Л.Шапошниковой и В.Крашенинникова лежат в несколько иной плоскости). И вот открываем первую страницу повести Дмитрия Морозова «Зрячее сердце» и, признаться, не без некоторой настороженности. Но настороженность постепенно сменяется любопытством и радостным чувством узнавания Индии. А потом сразу же увлекаешься замыслом, счастливо найденным автором, — показать древнюю Индию с точки зрения очевидца событий, запечатленных в древнеиндийской эпической поэме «Махабхарата». Прочитав же повесть, осознаешь, что автор стремился не только погрузить читателя в новый для него экзотический и неизведанный мир, но и приоткрыть перед ним некоторые тайны сокровенного знания индийцев.

Описываемые в повести события относятся к смутному для древней Индии времени, происходят они незадолго до великой битвы на Курукшет-ре, которую историки относят примерно к рубежу 1 тысячелетия до нашей эры. Затем в течение этого тысячелетия постепенно складывалось сказание об этой битве и о вражде двух родственных кланов — Пандавов и Кауравов. Подлинная причина такой вражды нам неизвестна, а эпический конфликт может быть интерпретиро

ван по-разному —как ритуальное соперничество, как борьба за женщину (Драупади), воплощение блага и ь'роц-ветания; как борьба богов и асуров (демонов). Д.Морозова в первую очередь интересуют приведенные в поэме свидетельства обладания героями некой необыкновенной силой, благой и созидательной, но вместе с тем могущей быть страшной и разрушительной. В повести она называется «брахмой». Представления о такой силе уходят корнями в седую индийскую древность. Безусловно, они —достояние аборигенной, доарийской культуры Индии. Умение распоряжаться этой силой — накапливать ее в теле, держать под контролем, использовать по назначению — было, видимо, одной из самых необычных вещей, с которыми столкнулись племена арийских скотоводов, когда, за много веков до битвы

на Курукшетре, волна за волной они стали проникать в Индию через проходы в Гималаях. Некоторые из ариев смогли воспринять это умение, и вот, узнаем мы из повести, возникло сообщество людей, владеющих тайным знанием, которые составили духовную опору древнеиндийского общества. Их и называет автор дваждырож-дениыми, брахманами, риши —повелителями брахмы. И главный герой повес!и —юноша из южноиндийской деревни, вставший на многотрудный путь овладения брахмой.

Конечно, строгий историк обнаружит в ней некоторые анахронизмы (например. храмы и храмовой обиход, как они описаны—достояние более позднего времени; слишком близки оказываются северный Хастинапур и далекая южноиндийская деревня; культ тамильского Муругана, бога горных охотничьих племен, вряд ли в то время распространился по земледельческим регионам), но в целом атмосфера действия и само действие воссозданы автором очень точно. Культурологические и даже этнографические основы его сочинения вполне надежны. И потом, будем помнить, что в одном из прошлых рождений автор сам все видел своими глазами и теперь рассказывает нам об увиденном.

Но об эгом читателю поведает сам аитор.

А.ДУБЯНСКИЙ, кандидат филологических наук

В 1992 году редакция предполагает опубликовать в журнальном варианте продолжение «Зрячего сердца» Дмитрия Морозова. Говоря о тайнах прошлых времен, нельзя не вспомнить и о Школах таинств Египта, Греции, Китая, к которым были причастны многие великие люди древности. Приобщиться к секретным знаниям, коими обладали маги и волхвы, сможете и вы, дорогой читатель, прочитав на страницах нашего журнала главы из книги Эндрю Томаса «Шамбала. Оазис света».

Вернемся мы и к теме аномальных явлений — различных проявлений неведомой нам реальности. Готовятся материалы в ответ на публикацию очерка «Зерна не проросли...» (7/89), где авторы попыiлютея научно обосновать странные превращения с семенами растений, высаженных мореплавателями в районах Бермудского треугольника и Моря Дьявола. По-прежнему на страницах журнала будут выступать участники семинара «Экология непознанного».

Но не только...

Немногим известно, что Курильские острова открыты Иваном Козыревским, внуком Федора Козыревско-го, поляка, попавшего в плен во время войны России с Польшей в 1654 году. Он был сослан в Сибирь, но по окончании ссылки не вернулся в Польшу. Однако жизнь его семьи в России оказалась под лавиной «несчастий, приписанных всему роду на столетия...». Материал С.Вахрина гак и называется — «Проклятие рода Ко-зыревских».

А пока, начиная со следующего номера, мы представляем читателю уникальную возможность окунуться в атмосферу событий, происходивших 10 тысяч лет назад в древней Индии. И кто знает, возможно, остросюжетное приключенческое повествование Д.Морозова несет ту историческую реальность, которая скрыта от нас под покровом тысячелетий!

А.ГЛАЗУНОВ, редантор отдела науки

5