Вокруг света 1992-03, страница 55

Вокруг света 1992-03, страница 55

МОЖНО ЛИ ОПРЕДЕЛИТЬ ДЕНЬ СОЛНЦЕСТОЯНИЯ ПО ЗВЕЗДАМ?

Кто был посвящен в тайну «колеса»? Может быть, ее знали лишь немногие избранные, которые, взобравшись по крутой тропинке, определяли день солнцестояния, время, когда, по выражению индейцев, «солнце стоит выше всего и животворящая сила мира сильнее всего»? Был ли тот день началом солнечных плясок по указанию самого солнца? А может быть, «шаманское колесо» и все подобные ему сооружения были копиями ритуальных шатров для солнечных плясок?

«В последующую зиму я пытался узнать, какую роль играли остальные пирамиды «шаманского колеса», — продолжает Эдди свой рассказ. — Теперь я убежден, что одна из них, «смотровая», размещена так, чтобы вместе с тремя другими указывать на место восхода трех ярчайших звезд: Альдебарана в созвездии Тельца, Регула в созвездии Ориона и Сириуса в Большой Медведице. Эти три звезды также являются самыми яркими в той части неба, в которой солнце находится летом!»

И действительно, между 1500 и 1900 годами —когда и было сооружено «колесо», восход Альдебарана вполне мог отмечать первый день лета. Все эти годы был только один день в году, а именно день летнего солнцестояния, когда Аль-дебаран всходил почти одновременно с солнцем, так, что звезда была видна очень короткое время, почти как вспышка, перед ?ем, как солнечные лучи заливали небосвод и делали ее невидимой. То же явление наблюдалось с Регулом ровно через двадцать восемь дней (как раз столько «спиц» в «колесе»), и с Сириусом — еще через двадцать восемь дней. Случайны ли эти совпадения или они — результат работы древних индейцев, которые знали о небе больше, чем мы думаем? Наверное, ответ на этот вопрос можно получить, изучив другие, подобные бигхорнскому, «шаманские колеса». Эдди решил исследовать несколько таких «колес», расположенных на восточных склонах Скалистых гор и на спускающихся к западу плоскогорьях. Большинство из них находится в Канаде, в прериях провинций Альберта и Саскачеван. Если бы удалось найти другие «колеса», также отмечавшие солнцестояние, предложенную версию можно было бы считать вполне приемлемой.

Изучением «шаманских колес» долго занимался и Дик Форбис из университета в Калгари. Сейчас он вместе с Джоном Эдди обследовал уже около двадцати таких «колес».

Общим термином «шаманские ко

леса» теперь называют целую серию разнообразных выложенных из камней рисунков, находящихся в основном на равнинах. Некоторые представляют собой просто огромную центральную насыпь, окруженную каменным кольцом от ста до двухсот футов в диаметре. У некоторых имеются «спицы» — как правило, количество их непостоянно, — у других — нет. В центральной насыпи может быть сложено до ста тонн камней.

КАМЕННЫЕ КРУГИ - РОВЕСНИКИ ФАРАОНОВ?

Мэджорвильское «колесо», расположенное на травянистой безлесной равнине в провинции Альберта, очень похоже на бигхорнское. Оно немного побольше размером, с высокой центральной насыпью, каменным кольцом-«ободом» и остатками «спиц». Время не особенно пощадило его, и сейчас почти невозможно определить его первоначальную форму и расположение «спиц». Несколько лет тому назад Дик Форбис и его коллеги, исследуя пирамиду, нашли предметы, позволившие определить ее возраст в четыре, а то и все пять тысяч лет. Это значит, что первые камни мэд-жорвильского «колеса» были заложены еще тогда, когда возводились пирамиды в Египте.

Все обследованные «колеса» имели общую особенность: они располагались на самом высоком месте, так, чтобы горизонт просматривался полностью.

Многие другие «колеса» попроще, имеющие всего несколько «спиц», представляют собой совсем другой тип сооружений. Почти всегда их «спицы» указывают на «шаманские колеса» с пирамидальными насыпями, находящимися на расстоянии от десяти и даже до пятидесяти миль от них. Эти пирамиды, возвышаясь на редких одиночных холмах, могли служить просто своеобразными вехами, которыми размечались земельные участки, так как ландшафт равнин слишком однообразен и других отличительных знаков нет.

Том и Элис Кихоу, археологи из Милуоки, отыскали одно из самых занятных «шаманских, колес». Оно находится на вершине горы Муз, возвышающейся среди пологих холмов на юге провинции Саскачеван. Предания связывают его с небом и солнцем. Несмотря на то, что между ним и Шаманской горой в Вайоминге 425 миль, оно настолько похоже на бигхорнское «колесо», что кажется, будто их строили по одному чертежу.

По мнению ученых, это, несомненно, подтверждает астрономическое назначение этих сооружений. От большой, характерной для канадских «колес», центральной насыпи расходятся пять длинных «спиц», на конце каждой из кото

рых находится еще по одной пирамиде. Их расположение точно соответствует рисунку бигхорнского «колеса». На конце самой длинной «спицы» — самая большая и высокая насыпь, которая вместе с центральной образует прямую линию, указывающую направление восхода солнца при летнем солнцестоянии. Другие пирамиды, как и у бигхорнского «колеса», указывают места восхода Альдебарана, Регула и Сириуса.

«В день летнего солнцестояния я поднялся с четой Кихоу на холм Муз в предрассветных сумерках, — вспоминает Эдди. — То, что мы увидели, подтвердило наши ожидания: линия полузанесенных землей камней была направлена на то место, где вспыхнули первые солнечные лучи».

Однако направления, указанные нацеленными на звезды линиями, на несколько градусов отличались от действительных точек восхода трех ярчайших звезд, чего не должно было быть при постройке «колеса». Конечно, это можно объяснить изменением рельефа местности, имевшим место за прошедшие со времени постройки «колеса» годы.

Но если предположить, что «колесо» на горе Муз было сооружено около 1700 лет назад, то такое расположение будет вполне правильным. Потому что тогда, около 300 года, Альдебаран предвещал солнцестояние, появляясь именно в этом месте. А это значит, что более тысячи лет назад древние индейцы уже знали эти закономерности

Известно, что первый человек добрался до западных равнин за тысячелетия до того, как туда пришли европейцы. Мы знаем также, что с появлением лошади, колеса и других заимствований у европейцев жизнь индейцев сильно изменилась. Не эти ли поистине революционные перемены привели к забвению астрономического наследия древних?

То немногое, что осталось у их потомков в нынешнем и прошлом веках, давно уже не используется для практических целей. На Биг-хорне, горе Муз и в некоторых других местах остатки древней культуры равнинных индейцев свидетельствуют о том, что наблюдения за звездами проводились порой весьма замысловатыми способами.

Отсутствие письменности у индейцев американских равнин еще раз подтверждает печальный факт: без письменного слова знание непрочно и легко может исчезнуть навсегда.

По материалам журнала «Нэшнл джиогрэфик подготовила Милена ГИТТ