Вокруг света 1993-03, страница 49

Вокруг света 1993-03, страница 49

f

КУРЬЕР

КАК ПЛАВАЛ ИХТИОЗАВР?

До сих пор палеонтологи полагали, что ихтиозавры, населявшие океаны Земли в период между 225 и 26 миллионами лет назад, пользовались своим хвостом, подобно тому, как это делает нынешняя акула. Некоторые виды ихтиозавров достигали 15 метров в длину. Сперва считалось, что у них был длинный змееобразный хвост и веслоподобные конечности, позволявшие им влезать на сушу.

Только после находки хорошо сохранившихся скелетов в каменоломнях под Холыдмаденом (Южная Германия) стало очевидно, что хвост у ихтиозавра заканчивался большой лопастью, имевшей форму полумесяца. Хребет животного, приближаясь к нижней части этой лопасти, опускался вниз и тем самым укреплял ее. У хвоста же акулы хребет, наоборот, переходит в верхнюю часть ее хвоста. Таким образом, считалось, что хвост ископаемого работал как акулий, только «наоборот».

Описание процесса плавания у акулы обычно говорит о том, что относительно большая и прочная верхняя часть ее хвоста придает животному ускорение вперед и вверх. А голова ее при этом устремляется вниз, однако это балансируется наклонностью грудных плавников. Тем самым акулы преодолевают отрицательную плавучесть — тенденцию своего тела к тому, чтобы утонуть,— и контролируют свое положение в водной среде.

Однако подобному традиционному представлению противоречат недавние исследования, которые показали, что модель страдает излишней упрощенностью: многие виды акул в действительности обладают нейтральной плавучестью, и маловероятно, чтобы их хвост функционировал описанным образом.

Противоречие теперь предлагает разрешить палеонтолог Крис Мак-Гоуэн из Королевского музея провинции Онтарио (Канада). Он настаивает на том, что процесс плавания у ихтиозавров был подобен не тому, который свойствен акулам, а характерен для китов, других китообразных, а также, возможно, тунца и меч-рыбы.

Все киты и китообразные дышат воздухом и, находясь в приповерхностном слое воды, обладают положительной плавучестью. Ихтиозавры, будучи пресмыкающимися, также дышали воздухом; подобно китообразным, их кости также отличались малой плотностью. В результате можно заключить, что им была свойственна положительная плавучесть.

Вероятно, эти ящеры ныряли, согнув тело вниз. Растущее с глубиной давление все больше сжимало легкие, сокращая их объем и удельный вес. Круп

ные веслообразные грудные плавники в таком случае вполне могли поддерживать выбранную животным глубину погружения. Поэтому опускающиеся очертания хребта не были важной чертой для плавания в горизонтальном направлении.

Такая гипотеза может помочь в решении некоторых неясных проблем эволюции водных и сухопутных ископаемых ящеров.

«ЦВЕТОМУЗЫКА» КАМЕННОГО ВЕКА

Член Американской ассоциации по изучению искусства каменного века Стивен Уоллер исследовал акустику десятков пещер, служивших убежищем древнего человека, в Европе, Северной Америке и Австралии. В своем докладе на конференции, состоявшейся в Кэрнсе (штат Квинсленд, Австралия), он сообщил о сделанном им открытии: доисторический художник, расписывавший стены пещеры, выбирал такие места, которым свойственно необычное эхо. При этом предмет изображения должен был быть связан со звуком.

Так, если на стене изображена антилопа, то ударные «музыкальные» инструменты, использованные в нескольких шагах от рисунка, вызывают отраженный звук, подобный стуку копыт этого животного. Такие звуки могли возбуждаться, например, при изготовлении каменных орудий.

Высказывается предположение, что, сочетая два вида искусств — изобразительное и музыкальное, древний человек по-своему пытался воздействовать на природу, скажем, привлечь объект будущей охоты или сделать его более многочисленным.

С.Уоллер заметил, что в «расписанных» простейших скальных укрытиях эхо сходно со звуком копыт одного бегущего животного, а в глубоких пещерах оно напоминает целое стадо бизонов или буйволов. Подобное звуковое «сопровождение» можно получать и при помощи крика, хлопая в ладоши или ударяя друг о друга различными твердыми предметами. Единственными почти «молчаливыми» древними подземными «картинными галереями» являются те, где изображены крупные кошачьи.

Измерения показали, что под скальными козырьками с рисунком отраженный звуковой сигнал в среднем достигает 8 децибел над уровнем фона, а там, где стены остались чистыми, он составляет лишь 3 децибела. В глубоких пещерах, таких, как известные Ласко и Фонт-де-Гом во Франции, сила эха превышает 23 и 31 децибел соответственно.

Подобные пещеры с изображе

ниями кошек «звучат» с силой лишь от 1 до 7 децибел. Где же рисунков нет, стены, как правило, «немы». Австралийские художники каменного века отличаются от своих коллег на иных континентах тем, что, по-видимому, умели использовать козырек скального укрытия как подобие параболического отражателя, обладающего способностью, фокусируя, значительно усиливать звук.

Стоя на расстоянии не менее 30 метров от расписанной стены, исследователь слышал эхо как исходящее из центрального изображения. Если же подойти ближе, то отраженный звук быстро сливается с первичным, и эффект пропадает.

Звукозаписи эха, продемонстрированные совместно со слайдами изображений, были сочтены участниками конференции довольно убедительными доказательствами правильности гипотезы, предложенной С.Уоллером, который намерен продолжать свои исследования.

ГРЫЗУНЫ ПО СКАЛАМ

Поведение слонов, населяющих склоны потухшего вулкана Элгон на границе между Кенией и Угандой, изучал английский зоолог Роберт Боуэлл. Он наблюдал, как эти животные временами карабкаются по довольно крутой и опасной тропе, добираясь до пещеры, находящейся 345 метрами выше равнины, где они обычно живут. Здесь слоны, ловко пользуясь хоботом, «добывали» из стен большие комья мягких глинообразных цеолитов.

Ученый полагает, что эти растительноядные поедают цеолитен, чтобы пополнить содержание в организме солей натрия и кальция, которых недостает в их обычной пище. Осмотрев слоновые цеолитные «разработки», Р.Боуэлл пришел к выводу, что они ведутся здесь в продолжение сотен лет...

Другим «потребителем горных пород» оказался капский дикобраз. В долине Макапан (Южно-Африканская Республика) находится протянувшееся на 500 метров обнажение алевритов, все испещренное следами зубов дикобразов.

Изучавший эти породы сотрудник Витватерсрандского университета (Йоганнесбург, ЮАР) С.Гоу установил, что они питательными веществами не богаты, так что их «добыча» служит каким-то иным целям. Ученый полагает, что животные просто острят здесь клыки. В других местностях для подобной цели дикобразам служат кости павших животных и корни деревьев, но здешний природный «оселок» им более доступен и удобен.

47