Вокруг света 1993-05, страница 33

Вокруг света 1993-05, страница 33

катамарана и, не пожалев ног, бросился в поселок, поднял милицию, пограничников, представителей власти, чтобы с поличным взять нарушителей, но не удалось с поличным...

Не оказалось на судне ни карабина, ни мяса горала, ни стрелявшего. Видимо, кто-то успел предупредить капитана и стрелка заблаговременно, до прихода в порт, ссадили где-то на берегу. Однако не поверить показаниям биолога не посмели, расформировали тот экипаж, все урок на будущее браконьерам будет.

— А недели две назад,—вспоминает, сидя на кровати, Сергей,— я с тигрицей столкнулся. Ну вот как с вами сейчас: лицом к лицу.

За сопкой Туманной есть бухточка, где на скалах небольшое семейство горалов вот уже несколько лет держится. Ищу их, куда-то пропали, пересчитать бы надо. На одну вершинку взбираюсь, перехожу на другую. На руках только подтянулся на карниз, чтобы площадку осмотреть,— мать честная, тигр! Чуть вниз не сорвался от неожиданности. Близко!

Тигренок то был. Месяцев восемь. О том, что тигрица с четырьмя тигрятами ходит в этих окрестностях, я знал. Еще зимой, по снегу, логово их определил, но уж никак не предполагал увидеть так высоко на скалах. Тигренок ощерился, подался назад, а из-за скалы — морда тигрицы. И ко мне.

— Назад, дура! — кричу —Пистолет навел, но не стрелять же. Да и что от такого выстрела будет толку. Направил так, для угрозы, что ли. Ведь ей один прыжок — и нет меня. А она застыла. Смотрит. Лапа вскинутой замерла, потом начала медленно ее опускать. Совсем опустила. Я тоже пистолет опустил. Но тут тигрица опять вскинула лапу. И я пистолет поднял: «Прочь пошла, назад, дура!» —опять кричу. Тигренок уже куда-то смылся. И я медленно стал опускаться под скалу. Спустился, тигрица не помешала. Дала возможность уйти, но на душе нехорошо. Вдруг, думаю, она обежит вокруг да встретит меня внизу? Но нет, не встретила. А все, думается, потому, что она меня давно признала, не один раз, должно быть, наши дороги пересекались, и никогда мы друг другу зла не причиняли. Ведь звери-то говорить не умеют, но все понимают...

Слушая его, я вдруг подумал, что не потерян у меня шанс встретиться-таки с тигром. Не всякую людскую душу может сломать наша бестолковая нынешняя жизнь. Ведь Хохрякову, например, и в голову не пришло даже, чтобы себя защитить, — угробить тигра. Потому что жизнь без природы этот человек не представляет. И пока будут у нас подобные люди, а у нас их? слава Богу, пока еще немало, не исчезнет надежда, что будут в тайге и тигры и горалы, не удастся свести их под корень новоявленным предпринимателям. Только обществу не надо забывать об этих людях и в меру сил стараться помогать им.

Приморье, село Преображение.

КУРЬЕР

КРЫСЫ ИСЧЕЗЛИ -
ТОПОРИКИ ВОЗВРАЩАЮТСЯ

Сто тридцать лет назад крошечный скалистый островок Эйлса-Крейг, лежащий в заливе Форт-оф-Клайд, у берегов Шотландии, был настоящим птичьим царством. Здесь жило не меньше 250 тысяч TonopHKOB(Fratercula).

Но в 1889 году произошло несчастье: в ближних водах затонуло судно, перевозившее каменный уголь, и десятки корабельных крыс нашли себе убежище на острове. Птицы, до сих пор не имевшие сухопутных врагов, стали их легкой добычей. Птицам ничего не оставалось, как «эмигрировать» или погибнуть.

К нашему времени на Эйлса-Крейге обитало примерно 10 тысяч крыс. Ими решили заняться Королевское общество защиты птиц Великобритании и шотландское общество «Наследие природы», к которому присоединилась английская компания «Рентокили», специализирующаяся на истреблении различных домашних и сельскохозяйственных вредителей.

На островке высадилась группа добровольцев—защитников природы. Они разложили ядовитые пшеничные приманки около каждой крысиной норы, которую только удалось обнаружить. Всего на это дело пошло 5 тонн яда варфарина, к которому у континентальных крыс уже выработался иммунитет, но здешние еще не были с ним знакомы.

Операция оказалась удачной. Посетив островок в декабре 1992 года, люди не обнаружили на нем ни одной живой крысы. Орнитологи уже заметили парочки топориков, тщательно осматривающих прибрежные скалы. После столетнего изгнания птицы явно подыскивали себе места, удобные для гнездования, сообщает журнал «Нью сайен-тист».

СУХИМ ИЗ «ГЛУБОКОЙ

воды»...

В ноябре 1992 года французский ныряльщик Тео Мавростомос побил мировой рекорд глубинного погружения—он достиг глубины 701 метр. Впрочем, хотя дело происходило в портовом городе Марселе, морем тут «не пахло», а Мавростомос даже не замочил ног.

Дело в том, что погружение просто имитировалось. Но «всерьез» — в герметической камере, где давление соответствовало как раз такой глубине. Принцип не новый, а в задачу входило не столько побитие рекорда, сколько испытание новой дыхательной смеси, именуемой гидрелиоксом.

Предыдущее подобное «погружение» было совершено командой сотрудников Дьюкского университета, что в штате Северная Каролина, США. Они «спустились» на глубину 686 метров, дыша

смесью кислорода и гелия. Даром им этот эксперимент не прошел: еще некоторое время у молодых людей тряслись руки и возникали провалы в памяти.

Французы же решили, чтобы уменьшить воздействие высокого давления на организм, добавить в смесь еще и гелий. Ожидания оправдались, хотя и не совсем. Вместе с Тео Мавросто-мосом сперва «погружались» еще двое, но их одолели потеря сил и бессонница, и хотя ребята были готовы повторить эксперимент, с «глубины» 675 метров их всех подняли до уровня 650 метров.

Спустя несколько дней «на дно» пошел один Мавростомос. Он-то и провел два часа на глубине 701 метр. Экспериментаторы намерены в дальнейшем довести срок такого пребывания до четырех с половиной суток, поручая «ныряльщикам», дышащим гидрелиоксом, различные технические задания. Об этом сообщил журнал «Нью сайен-тист».

ЛЕДЯНОЙ ПРИЕМ

На Всемирной выставке 1992 года в Севилье делегация Чили предъявила посетителям необычный экспонат: айсберг! Шестидесятитонную плавучую ледяную гору притащили сюда из Антарктиды морем. Действительно, Севилья славится как один из самых жарких городов Европы, и взглянуть на такое количество льда —одно удовольствие.

Однако всегда находятся люди, которым нравится портить удовольствие другим. На этот раз это оказались ...борцы за охрану природной среды. Их организация сделала заявление: Антарктида и без того находится под угрозой потепления и незачем откалывать от нее громадные куски...

Руководители чилийской организации пообещали после закрытия выставки отправить айсберг — он в это время «похудел» на сорок тонн — обратно, к месту его рождения. Но и это не удовлетворило ревностных «зеленых». Они подсчитали: за то время, которое понадобится для плавания в чилийский порт Вальпараисо, электрический рефрижератор выработает и выбросит в атмосферу как раз такое количество газов, производящих парниковый эффект, какое нужно, чтобы растопить айсберг подобной же величины. А ведь из Вальпараисо нужно тащить экспонат дальше, в южное Заполярье...

Да и стоимость всей операции вызывала негодование. Критиканы объявили, что 30 тысяч долларов, в которые обошлась транспортировка, можно было бы использовать с большей пользой в той же Антарктиде.

Директору чилийского павильона Ро-берто Дюрану де ла Фуэнте оставалось лишь робко оправдываться: «Мы просто хотели показать испанцам айсберг в натуре, чтобы они знали, на что он похож...» Словом, еще раз подтвердилось, что всем не угодишь, завершает публикацию журнал «Нью сайентист».