Вокруг света 1994-02, страница 9«Воистину великое это дело — планирование семьи. Великое — для семьи, государства, всей Вселенной». Такой лозунг я увидел в узком переулке южного китайского города Венчьжоу. Вот уже тысячу лет Китай удерживает мировое первенство по населению. Ради грядущих поколений правительство убеждает каждую супружескую пару остановиться (в идеале!) на одном ребенке. В этом случае каждому достанется большой кусок национального пирога. Но призыв противоречит традиции многодетной семьи, и уже слышен рокот демографического бума: в 90-х годах, как предполагают специалисты, родятся на свет 160 миллионов китайцев, что эквивалентно населению Бразилии. 600 тысяч жителей каждый пятый носит фамилию Кун. Далеко не все из них потомки Конфуция, но жители убеждены, что особая мягкость, вежливость, отзывчивость людей (на улицах не услышишь брани) связаны с тем, что в этих краях родился Совер-шенномудрый. Здесь кладбище рода Конфуция, самое большое родовое кладбище в Китае. Во дворе усадьбы колодец, из которого брал воду Учитель... А храм, воздвигнутый в его честь, по площади уступает лишь императорскому дворцу в Пекине. В храме древность органично вплетается в современную суету. Но суета эта какая-то расслабленная, неозабоченная. Вдоль стены тянется рынок: там продают сувениры, кассеты с современной музыкой (правда, она звучит несколько приглушенно), в печках пекут батат, на подводах - сладкая красно-белая редька, нарезанная в виде лотоса. Здесь никто не хватает за руку, наверное, чувствуют соседство храма. А в самом храме крестьяне с сумками и чемоданами возжигают свечи в честь Учителя (прежде простолюдинам это не разрешалось). Старушки охранницы в тишине павильона пьют жасминовый чай. Вокруг все атрибуты быта - термосы, чашки, полотенца, тазы, рукомойники. Почти все служительницы вяжут. Какое-то наваждение это вязание. Как будто никакого почтения к святому месту. Но вспомним: Учитель не чурался повседневных дел. В молодости, получив место смотрителя амбаров, вникал во все мелочи, следил, чтобы доброкачественными были товары, расспрашивал людей, знающих толк в хозяйстве, интересовался у крестьян, как улучшить урожай. Конфуция интересовали не абстрактные истины, а поведение людей в конкретных обстоятельствах. Он понял, что всякое дело, даже незначительное, повод для внутреннего самоусовершенствования. Он завещал систему этических норм - честность, бережливость, верность долгу, почтение к старым, ми 7 |