Вокруг света 1996-02, страница 22ланным гостем, и сразу вернулись прежние мысли: бензина во втором баке оставалось на донышке... Но якуты — веселый народ, не подверженный рефлексии. Со смехом они выгрузились из лодки, разбили палатку, развели костер. Пока готовилась пища, я прошелся по берегу. Ветер, усиливаясь, дул в лицо. Я шел у подножий Столбов, подавленный их величием. Громадные, замысловатые сооружения устремлялись в небо на десятки, сотни метров. Я запрокидывал голову: казалось, они наклоняются ко мне, словно живые. Невольно я стал подыскивать им имя. Оно уже существовало, было придумано гениальным слепцом и вертелось на языке. Наконец я вспомнил: лестригоны! Скалоподобные монстры, роковой встречи с которыми счастливо избежал Одиссей. Лестригоны. Они запросто могли раздавить меня, спихнуть в реку, но, видимо, я был слишком мелок для них. Присмотревшись, я увидел на лице одного кривую усмешку. «Да они просто не хотят отпускать меня! И специально все придумали: и ветер, и волны, и нехватку бензина!» Я вернулся в лагерь. Трое моих спутников спокойно беседовали у костра, не обращая ни малейшего внимания на «ле-стригонов». При моем появлении они деликатно перешли на русский. Речь шла об охоте. — Однажды на Вилюе иду с ружьем по лесу, — рассказывал Аркадий, — кругом зайцы бегают. Бегают, мелькают, а добыть их не могу. Если вдвоем-втроем идти, можно хотя бы загон сделать. Возвращаюсь в поселок, а один старик мне говорит: «Ты почему ходишь? Ты сиди». Я вернулся в лес. Сел, как старик сказал. И сразу двух зайцев добыл. Оказывается, когда ходил, я их распугивал... У якутов, между прочим, страсть к охоте — в крови. В каком-нибудь русском селе если услышат, что медведь объявился, все разбегутся. А в якутской деревне наоборот: толпой на медведя! Когда открывается сезон охоты, два-три дня в деревнях пусто, словно все на войну ушли, даже в школах занятия отменяют. Вода в котелке закипела. Гаврил бросил заварки. — Как же мы доберемся до Булгуннях-таха? — задал я мучивший меня вопрос. — Доберемся... — неопределенно протянул Алексей. — Может, ветер сменится... — До Диринг-юраха дотянуть бы — Гаврил разлил чай по кружкам. — Нужно покормить «эбэ», — сказал Аркадий. «Эбэ» означает «бабушка». «Бабушка Лена» — так ласково и уважительно якуты обращаются к своей реке. Аркадий встал, подошел к воде, бросил в волны несколько кусочков хлеба. — У нас есть такие охотники, — вер- Столбы окрасились в багровый цвет, и я увидел другого «монаха»: он стоял спиной к реке, словно собрался уходить в тайгу. Священное дерево — «аигк». Привяжите лоскуток, чтобы якутские духи не оставили вас без покровительства. 26 ВОКРУГ СВЕТА 1 7 |