Вокруг света 1996-07, страница 64Док Рэун почти слеп, но мир по-прежнему видится ему сценой, а люди вокруг — тенями. Рэуну 75 лет. Он, можно сказать, культурный реликт: может быть, последний оставшийся в живых мастер древнего кхмерского искусства театра теней. Артист больше всего гордится тем, что трижды выступал перед королем. Он бережно смахивает пыль с небольшой шкатулки, в которой покоятся три заботливо завернутые в тряпицы медали и пожелтевшая от времени грамота, дарованная ему камбоджийским монархом. В Камбодже это значит, что Док Рэун — незаурядный мастер. Хотя всего удивительнее то, что при этом он остался жив. Красные кхмеры, по сути, полностью истребили людей искусства и интеллигенцию страны. Террор длился с 1975 по 1978 год. Убийством хотели красные кхмеры создать безденежное и бесклассовое общество. В эти годы ужаса Рэуну пришлось забросить свое искусство и притаиться. Он жил крестьянской жизнью, обрабатывая поля под неусыпным надзором свирепых надсмотрщиков в черных пижамах. «Я прятал своих кукол в выдолбленном бревне», — объясняе1" Рэун. Его лицо озаряется озорной, как у школьника, улыбкой. И до сих пор там, в бревне, хранится бесценная коллекция кукол-марионе-ток. Старый кукольник изготовил их собственными руками из высушенных кусков кожи. У марионеток — размером санти метров тридцать — шарнирные суставы. Это позволяет добиваться иллюзии естественных движений. Каждая из сотни плоских кукол — конкретный персонаж спектакля теней по мотивам индийского эпоса «Рамаяна», очень популярного в Юго-Восточной Азии. Такой же театр живет в Таиланде и Индонезии, но в Камбодже это традиционное искусство прекратило существование. — В старину было несколько трупп театров теней, они колесили по всей стране, давали представления в деревнях. Я уже не помню, в скольких провинциях побывал мой театр, но люди всегда валом валили на наши представления, — говорит Рэун. Старый мастер мечтает возродить древнее искусство. Его хижина в Сисо-фоне стала школой, где теплится театр теней. Между стойками кровати натянута белая простыня. Включен старый магнитофон. Рэун молодеет на глазах, когда проводит первый урок истории театра для небольшой группы ребят, мечтающих постичь искусство движущихся теней. Мастеру помогает благотворительное общество «Крузар Тхмей» — «Новая семья». Руководит им молодой француз Дюшато. — Поездив по стране, мы обнаружили мастера Дока Рэуна в провинции Сием Реап, — говорит он. — Насколько нам из вестно, он — последний камбоджиец, досконально знающий театр теней, — от изготовления кукол и до спектаклей. Но что удастся? Отсюда до таиландской границы всего километров 40, здесь очень много красных кхмеров. Ночью провинцию накрывает неестественная тишина, которую время от времени нарушает собачий лай или стаккато ружейного огня, означающее, что где-то неподалеку в схватке за идеалы полемизируют правительственные войска и пол-потовские отряды. В неровном, дергающемся свете крохотной лампы группа Рэуна ставит сцену из «Рамаяны», радуя почтеннейшую публику, состоящую из ребятишек-сирот и беспризорников. Дети весело смеются. Может быть, это и есть тот самый оптимизм, которого так не достает многострадальной стране... Сисофон, Камбоджа FOTObank (Syndicated FEATURES) Yvan Cohen |