Вокруг света 1999-03, страница 20рые гости протягивают к нему. Кумыс, сброженное кобылье молоко, кислит, как лимонный сок, и щиплет язык, как нарзан. «Как странно, — думал я, — почему православным было запрещено его пить? А если и пили, то по необходимости. А после каялись, и священники накладывали на согрешивших епитимью... Правда, лечились чахоточные кумысом. Из Питера, из Москвы в Башкирию ездили...» — Ну как? — выводит меня из задумчивости Касым Аппасович. — Ваши впечатления о кумысе? — Очень вкусно. И пахнет дымком. — Это наше вино, — улыбается Коныс. — В голову бьет капитально... — Посуду, в которой готовят кумыс, окуривают можжевеловым дымом, — поясняет Нелли Викторовна. — Знатоки говорят, что настоящий кумыс отличается тем, что в крупинках жира должны быть черненькие точечки. Видите? Вон они... От копчения. Мне, как почетному гостю, подают на тарелке баранью голову. Я смущен, потому что не знаю, как ее надо есть. — Вы можете передать ее более старшему аксакалу, — тихо советует Нелли Викторовна. — Касым Аппасович! Помогите. Что мне с этой головой делать? Все вокруг улыбаются, юрта слегка плывет перед глазами от усталости и кумыса... А Таукенов берет внушительный охотничий нож, ловко вставляет его в шов черепушки барана, и, повернув, раскалывает ее, как орех. — Ибн-Сина говорил, что если мужчина хочет быть до преклонного возраста мужчиной, он должен мозги есть, — приговаривает он при этом. — Правда, написано — птичьи мозги. Ибн-Сина таджик был, перс. А у нас, казахов, всегда почетному гостю голову подают. Разве это не перекликается? — И Таукенов каждому за столом раздает по кусочку мозга. — Ешьте! — обращается он ко мне. — Это черный баран, самый вкусный. Он в степи сорок трав щипал. Какие богатства есть в Ерейментаусских степях, они лежат перед вами. Поэтому если хотите омолодить кровь, ешьте! — Анекдот знаете? — спрашивает Коныс. — Волк по количеству потребляемого за год мяса занимает второе место в мире. — А кто первое? — спрашиваю я. — Казах! — выпаливает, хохоча, Коныс. — Раньше казахи в 90—100 лет ребенка имели, — рассказывает Таукенов. — А сейчас все, как... выхолощенные ходят! С дастарханом связано, с питанием. Вот казахи конину едят — почему? Холестерина ни грамма нет, сосуды чистые. Теперь, прежде чем забить коня, его гоняют до седьмого пота, потом вы-стойку делают, и потом только режут. Во-первых, пота нет, во-вторых, вы когда поработаете, — мышцы болят, там образуется, оказывается, какой-то фермент для омолаживания. Поэтому вот Даксан-бай и родится. — «Доксан» — это 90. А Д океан-бай — ребенок, рожденный в 90 лет, — поясняет Нелли Викторовна. А Касым Аппасович что-то делает с трубчатой костью от задней ноги съеденного барашка. Сбоку высверлил в ней круглое отверстие и пробует вставить в него мизинец. — Годится! — и протягивает кость мне. — Что это, Касым Аппасович? — Я вас мозгами бараньими угощал? Теперь приедете домой, и у вас с женой родится Элли-бай Я возраст ваш правильно определил? Пятьдесят с чем-нибудь? — Правильно. — Мальчик родится. И он будет писать в кроватку. А чтобы он не был мокрый, вы в эту косточку вставите его писюльку! — и он косится на смущенную Нелли Викторовну. В юрте хохочут... — А теперь — слово нашему гостю, — говорит Тезэке. Я поднимаюсь. О чем говорить? О нашем общем прошлом? А вдруг мы по-разному его понимаем? Или о том, что нас объединяет? А в голове моей бродит кумыс И я начинаю рассказывать в лицах: — В 1250 году хан Батый прислал сказать князю Даниилу Галицкому: — Дай Галич! В юрте наступила тишина. Все слушают. — Данила решил не упрямиться, — продолжаю я, — и поехал к Батыю сдаваться. Войдя в юрту Батыя, князь, по монгольскому обычаю, поклонился, — и я тоже в это время поклонился, выбрав для этого Коныса: ВОКРУГ СВЕТА 3/99 21 |