Танкомастер 2001-03, страница 31

Танкомастер 2001-03, страница 31
В БОЯХ И ПОХОДАХ

Геннадий Жилин

«РАБОЧИЕ ЛОШАДКИ ЛОКАЛЬНЫХ ВОИН

»

Колёсные бронетранспортёры.

Автор данной заметки — профессиональный военный. Вместе с тем он с детства является большим любителем военной техники, что, несомненно, сыграло свою роль в выборе профессии. По мере возможности (от исполнения служебных обязанностей кадрового офицера остаётся слишком мало свободного времени) занимается моделированием бронетанковой техники в масштабе 1:35. В течение последних лет он является постоянным подписчиком журналов «Танкомастер», «Техника и вооружение» и «Бронеколлекция». В значительной степени в его увлечении помогает то, что он длительное время служил непосредственно в мотострелковых и танковых частях Советской и Российской армиях в различных регионах страны, имеет высшее военное образование и по долгу службы принимал участие в выполнении миротворческих и боевых задач в Республике Таджикистан и Чеченской Республике.

олею исторических судеб в конце 20-го века воинам 1 Советской и Российской армий пришлось почти по-v стоянно выполнять боевые и специальные (миротвор-) ческие) задачи в разного рода «малых войнах» и вооружённых конфликтах как за рубежами нашей Родины, так и на её территории.

Вследствие абсолютного превосходства советских и российских войск в тяжёлом вооружении (бронетанковая техника, артиллерия всех типов и различные виды авиации) формирования противника применяли, как правило, различные формы тактики т. н. «партизанской» (диверсионной) войны. В большой степени этому способствовали физико-географические условия театров военных действий (ТВД) — горно-пустынная (Афганистан, Таджикистан) или горно-лесистая (Чеченская Республика) местность, а также необходимость ведения боевых действий в населённых пунктах.

Всё это в значительной мере определило особенности и характер применения войск, вооружения и военной техники (ВВТ). При этом следует учесть, что большинство образцов ВВТ (практически почти все!) изначально проектировались для использования в совершенно других боевых условиях — в условиях «большой» войны, т.е. применения других средств поражения и других способов военных действий. Кстати, именно об этом многие «критики» качества отечественных ВВТ «почему-то забывают».

Вследствие особых условий проведения боевых и специальных операций основная тяжесть выполнения боевых задач всегда ложилась на соединения, воинские части и подразделения мотострелковых и воздушно-десантных войск и, соответственно, их боевую технику. Основу их вооружения составляют боевые маши

ны пехоты и бронетранспортёры. Это самые многочисленные виды бронетанковой техники. Наибольшей популярностью, как обладающие более мощным вооружением, лучшей бронезащитой и проходимостью, в войсках всегда пользовались боевые машины пехоты.

Вследствие этого в различной литературе о них (БМП-1, БМП-2 и даже БМП-3) сказано достаточно много. В то же время об их «коллегах» — советских (российских) колёсных бронетранспортёрах серий БТР-60, БТР— 70 и БТР-80 такого не скажешь. Исключение составляет, пожалуй, лишь «Танкомастер», на страницах которого за последние годы было напечатано несколько заметок о БТР, и «Техника и вооружение», опубликовавший целый справочник по колёсным БТР. Незаслуженно обделяют своим вниманием эти колёсные бронетранспортёры при создании диорам и любители моделей бронетанковой техники.

Это несправедливо. Достаточно сказать, что в составе типовой советской мотострелковой дивизии из трёх штатных мотострелковых полков два были вооружены бронетранспортёрами и лишь один — БМП. Практически более половины бронированных боевых машин, на которых передвигалась советская пехота, были бронетранспортёрами серий БТР-60, БТР-70 и БТР-80.

Как бы там ни было, но именно этим боевым машинам совместно с боевыми машинами пехоты (БМП-1, БМП-2) и пришлось вынести основную тяжесть выполнения боевых и миротворческих задач советской и российской пехоты в последние десятилетия 20-го века — и в Афганистане, и в многочисленных «горячих точках» на территории бывшего СССР, и в дальнем зарубежье.