Танкомастер 2003-08, страница 45

Танкомастер 2003-08, страница 45

Фрагмент башни Т-34, установленной на линии обороны Сталинграда. Волгоград. Весна 2004 г. (фото О.Устинова)

в ГОРС№

Как трудно было умирать Солдатам, помнящим о долге, В том самом городе на Волге -Гпаза навеки закрывать.

Как страшно было умирать: Давно оставлена граница, А огневая колесница Войны еще ни шагу вспять...

Как горько было умирать: «Чем ты подкошена, Россия? Чужою силой иль бессильем Своим?» - им так хотелось знать.

А пуще им хотелось знать, Солдатам, помнящим о долге, Чем битва кончится на Волге, Чтоб легче было умирать...

Сергей Викулов

61 год назад Сталинград стал ареной одной из величайших сражений Великой Отечественной войны. Битва на Волге явилась переломным моментом противостояния Красной армии и Вермахта, положившим основу поражения Германии. Примеры стойкости, мужества, массового героизма защитников города золотыми буквами вписаны в гранитные плиты братских могил и пантеонов славы, в сердца людей и память народную. О тех суровых днях напоминают величественные сооружения на Мамаевом кургане, панорама Сталинградской битвы, дом Павлова и более скромные памятники на местах боев. Среди этих скорбных сооружений видное место занимают танковые башни на бетонных основаниях, установленные пунктиром по линии бывшей обороны города. Причудливо петляя вдоль Волги, то почти сбегая к воде, то удаляясь в городские кварталы, стальные купола стерегут покой мирных граждан. Мрачная эта линия вытянулась

с севера на юг на 80 км от ж.-д. станции Мокрая Мечетка до судоверфи в Сарепте. Некогда таких памятников насчитывалось 17, но, неумолимо разрастаясь, город постепенно поглотил некоторые из них. Другие в силу географии оказались на закрытых территориях учреждений и предприятий, третьи затерялись в разросшихся скверах и глухих двориках. Башни танков Т-34 устанавливались на бетонированные доты в качестве огневых средств с круговым обстрелом, но некоторые были сняты с разбитых танков. Немые свидетели тяжелых боев исклеваны пулями и осколками, некоторые насквозь прострелены бронебойными снарядами. Все эти памятники, несомненно, представляют огромный интерес для всех, кто интересуется историей советского танкостроения. Историки и моделисты могли бы многое почерпнуть, исследуя башни. В их числе «пирожки» литые и сварные, а также «гайки».

Башни производства завода №264 от тщательно изготовленных по новой технологии до изделий, наспех сваренных из грубо раскроенных листов. Литые купола, вероятно, произведены также заводом №264, по крайней мере, они не похожи на сормовские и харьковские. Нельзя сказать, что линия обороны находится в запущенном состоянии, хотя налет некоторой неухоженности присутствует. Дело в другом - для современных поколений Великая Отечественная война постепенно становится абстракцией, а свидетелей и участников ее становится все меньше. Положительно здесь только одно - боль от пережитого страной и этим героическим городом со временем притупляется. Невозможно постоянно жить в напряжении. Страшные раны рубцуются. Осколки в теле обволакиваются пленкой и перестают беспокоить. Дети играют в шумные игры рядом с некогда сеющим смерть оружием. Великая сила жизни существует по своим законам.

Когда-нибудь боль уйдет совсем, растворится в воде, растает в небе. Главное, чтобы память осталась. Вечным огнем. Домом Павлова. Редкой цепью опаленных огнем танковых башен пояса обороны.

Александр Лагутин