Танкомастер 2004-02, страница 26

Танкомастер 2004-02, страница 26
Танки Т-54 образца 1946 года и модифицированные САУ СУ-100 на учениях на территории Венгрии. 1955 год (АВЛ).

Части дивизии, дислоцировавшиеся в Хаймашкере, составляли резерв и предназначались в основном для использования в Будапеште.

Авиационные дивизии, зенитно-артиллерийские, инженерные и другие специальные части Особого корпуса должны были поддерживать порядок в пунктах постоянной дислокации, а также удерживать и оборонять свои военные городки, аэродромы, позиции, склады и другие объекты.

Была разработана специальная инструкция, в которой указывались: порядок действия частей и подразделений в городе, задачи по охране и обороне объектов, порядок взаимодействия с венгерскими частями, а также поддержания связи с их командирами и местными органами власти. Особо оговаривались случаи, когда разрешалось применять оружие.

План был утвержден командиром Особого корпуса генерал-лейтенантом Лащенко и получил условное наименование "Компас". Командирам дивизий были поставлены задачи и даны указания о порядке использования частей в Будапеште и других городах. Обращалось внимание на необходимость тщательного изучения охраняемых объектов, а также поддержания контактов с партийными и местными органами и командирами 'i I венгерских частей для получения информации

об обстановке. Другие мероприятия и

специальная подготовка частей и подразделений не проводились.

О событиях в стране, партии и армии, настроениях интеллигенции и студентов советское командование информировали военный комендант Будапешта, командиры наших соединений и частей, а также некоторые венгерские офицеры. Нередко такую информацию получали и в советском посольстве. В обработке информации, распространявшейся в газетах и радиопередачах, советским разведорганам помогали инструктор по спецпропаганде политотдела капитан В.И. Фомин и переводчик штаба лейтенант В.Я. Соколов.

Тем временем напряжение в Венгрии росло. Похороны Л. Райка в октябре 1956 года в Будапеште были использованы для нового витка в разжигании страстей. Углублялся духовный кризис в обществе и партии, росло недоверие масс к руководителям страны. Лидеры партии и члены правительства не принимали мер, необходимость которых диктовалась сложившейся обстановкой. Многие из них даже не были способны реально оценить положение дел. Так, представитель Центрального руководства ВПТ на партийном активе Чепельского металлургического комбината 21 октября заявил, что "любое выступление мы сможем пресечь за 30 минут".

Накануне событий в Генеральный штаб в Москву было направлено донесение, в