Танкомастер 2005-04, страница 12

Танкомастер 2005-04, страница 12

1. Польская танкетка «Карден-

2. Танкетки (слева направо) ТК-2, ТК-1, модернизированный «Карден-Лойд» и «настоящий» (британский) «Карден-

пять wz.29 были переданы в Учебный центр бронетанковых войск (Centrum Wyszkolenia Broni Pancernych), а оставшиеся семь - в 8-й броневой батальон.

По мобилизационным планам 1937 г. все бронеавтомобили предполагалось свести во взводы (плутонги) из трех единиц - одной пушечной и двух пулеметных, а плутонги - в эскадроны по восемь машин (с учетом командирских), и передать в состав броне-дивизионов кавалерийских бригад. Это было осуществлено в августе 1939 г.

В 1928 г. английские инженеры Дж. Карден и В. Лойд создали танкетку, получившую обозначение «Карден-Лойд» Mk IV (Carden-Loyd Мк IV) и выпускавшуюся фирмой «Виккерс-Армстронг« (Vickers-Armstrong Ltd). В конструкции использовались автомобильные агрегаты - двигатель, коробка передач, дифференциал, что снижало стоимость танкетки. Конструкторами предусматривалась установка разнообразного вооружения: от пулемета до 47-мм орудия.

20 июня 1929 г. представители фирмы продемонстрировали танкетку командованию польской армии на полигоне в Рембертове. А уже 29 июня начальник Главного штаба обратился с просьбой к правительству Польши о закупке десяти легких танков «Карден-Лойд». Предполагалось использовать танкетки как разведывательные машины

в бронетанковых подразделениях, а также для поддержки пехоты и кавалерии «при наступлении по хорошим дорогам».

Не стоит удивляться, что бронеавтомобили и танки польскими стратегами рассматривались как средство усиления кавалерии. Хотя в изданной в 1924 г. книге «1920 год» президент Польши, он же Верховный главнокомандующий, Юзеф Пилсудский писал, что «...военное значение конницы даже до 1914 года в понятиях многих падало все ниже. Ей предназначалась вспомогательная роль, как, например, разведка или охранение флангов, и никогда не предполагалось поручать самостоятельные, решающие задачи. Вместе с развитием силы огня в период огромных боевых запасов в Европе роль конницы попросту упала до нуля», основу маневренных сил польской армии вплоть до начала Второй мировой войны составляли кавалерийские бригады. На вооружении кавалеристов сохранился откровенный анахронизм - пика.

Впрочем, аналогично складывалась ситуация во многих странах. «Отец» танковых войск Германии, генерал Г. Гудериан, вспоминал: «Генерал Лутц назначил меня с осени 1931 г. своим начальником штаба (инспекции автомобильных войск). С этого времени начался период упорной борьбы за создание танковых войск, закончившейся в конечном счете нашей победой...

...Нас иногда просто жалели, не принимая наши занятия всерьез. В лучшем случае допускали, что бронетанковые войска могут стать вспомогательным родом войск для пехоты, но никто не считал их новым самостоятельным родом войск.

Особенно упорная борьба разгорелась у нас с инспекцией кавалерии. Мой генерал спросил у кавалеристов, какую роль они отводят в будущем кавалерии: будет ли она выполнять разведывательные или боевые задачи? Инспектор кавалерии генерал фон Гиршберг ответил, что, по его мнению, кавалерия будет выполнять задачи боевого характера, от выполнения задач по ведению оперативной разведки он отказывается в пользу автомобильных войск».

Армия Соединенных Штатов Америки вплоть до начала Второй мировой тоже считала кавалерию ударной силой. На 1 сентября 1939 г. в амери

ТАНКО ,. МАСТЕР

10