Танкомастер 2006-03-04, страница 80

Танкомастер 2006-03-04, страница 80

ской формы, что должно было несколько повысить защищенность машины. В 1938 г. была принята на вооружение 45-мм танковая пушка 20К образца 1938 г., которая и стала устанавливаться на Т-26. Пушка имела элек-роспуск и стабилизированный прицел ТОП-1, который существенно повышал возможность поражения цели при ведении огня с ходу (рис.54а). Удалось поднять, правда незначительно, мощность двигателя (с 90 до 95 л.с.}. и за счет установки дополнительного топливного бака увеличить запас хода. Тем не менее несмотря на усиление тележек подвески, ходовая часть оказалась перегруженной. От модификации к модификации неизменно ухудшались проходимость и маневренные свойства танка.

Наконец в 1939 г. машина претерпела последнюю модернизацию. Танк получил подбашенную коробку с наклонными листами (рис.59), толщину которых увеличили с15 до 20 мм, увеличилась боеуклэдка, чему способствовало и изъятие на большей части Т-26 данного выпуска тыльного пулемета. Лобовая деталь башни изготавливалась как сварной, так и штампованной (рис.53). Интересной особенностью танка стала специальная защитная крышка над жалюзи радиатора. Благодаря своей двугорбой форме, среди танкистов она получила неофициальное название «задница». Танк получил радиостанцию 71-ТК-З, поручневая антенна, резко выделявшая радийные танки (в большинстве случаев являвшимися танками командирсз подразделений}, была заменена на штыревую.

Все эти изменения привели к тому, что масса Т-26 презысила 10 т. Несмотря на усиление конструкции, хо-дсзая часть работала на пределе. Частенько, особенно при поворотах, танк стал терять гусеницы.

По результатам испытаний было отмечено, что бронирование танка не отвечает современным требованиям, нет и резерва для возможного усиления вооружения. Вывод был неутешительным: «Т-26 является танком устаревшей конструкции. Необходимо срочно разработать замену этой боевой машине». И такая замена появилась: разработанный в КБ завода № 174 новый танк сопровождения пехоты Т-50. Но это уже другая история.

А танк Т-26 оставался в производстве до конца 1940 г. (рис.546}.

К этому времени танк успел принять участие в советско-японском вооруженном конфликте у озера Хасан з июле 1936 г. и в боевых действиях у реки Халхин-Гол з 1939 г. Причем, во всех случаях речь идет об одноба-шенных танках (танки предыдущей модификации были представлены лишь огнеметными танками )СГ-26, созданными на их базе), так как участью их двухбашенных собратьев стала роль учебной машины 8 стрелкозых и механизированных частях.

Накануне Второй мировой войны Т-25 состояли в основном на вооружении отдельных легкотанковых бригад (в каждой из которых насчитывалось от 250 до 270 машин) и отдельных танковых батальонов стрелковых дивизий (50 — 60 танков). В сентябре 1939 г. «двадцать шестые^ принимали участие в «ссвсбодительнсм походе» в Западную Украину и Западную Белоруссию. Всего границу Польши пересекли свыше полутора тысяч Т-26, из них в боях было потеряно 15 штук. Правда, эксплуатационные потери за то же время оказались в двадцать раз большими.

К началу боевых действий протав Финляндии, то есть к 30 ноября 1939 г., в составе бронетанковых войск Ленинградского фронта насчитывалось 848 танков Т-26, причем представлена данная модель была практически всеми модификациями: начиная с двухбашенных самого первого выпуска и заканчивая «свеженькими» машинами, поступившими прямо из заводских цехов.

Танки применялись по прямому назначению — под

держки действий пехоты. Первые же бои еще раз напомнили об основной проблеме Т-26 — слабости бро-незащиты. Противотанковые орудия финнов без труда поражали легкие танки, испытывавшие к тому же немалые трудности при передвижении по глубокому снегу. Срочно потребовалось решить вопрос о существенном усилении бронирования танка. Единственным доступным способом оказалось экранирование дополнительными бронелистами толщиной 30—40 мм (напомню, что толщина собственной брони Т-26 последних модификаций не превышала 20 мм). Как показали полигонные стрельбы, результаты оказались отличными: теперь танк выдерживал попадание 45-мм бронебойного снаряда с дистанции 500 м. Но за все приходится платить. Масса экранированного танка превысила 12 т, что заставляло работать двигатель и подвеску с большой перегрузкой. Пришлось вводить ограничения на скоростные и маневренные качества при движении танка. В войска, переоборудованные подобным образом, танки поступили в середине февраля 1940 г. и приняли участие в завершающей фазе советско-финской войны (рис.556).

Характер боевых действий обусловил и уровень потерь: около 1000 танков Т-26 было потеряно по причинам как боевого, так и небоевого характера.

Безусловно, самым серьезным испытанием, как для танковых войск, так и для Красной армии в целом, оказалась Великая Отечественная война. К ее началу бронетанковые войска претерпели ряд реорганизационных мероприятий. Бронетехника была сведена в механизированные корпуса, находящиеся в различных стадиях формирования. Большей частью входящая в их состав техника была подставлена наиболее многочисленными к тому времени танками Т-26 и БТ различных моди-фика! уий.

Всего по состоянию на 1 июня 1941 г. в РККА числилось 10268 танков Т-26, включая специальные машины на его базе, из них в западных или, как их часто называют приграничных, военных округах насчитывалось 4875 машин. Затруднительно назвать количество боеготовых из этого числа (это связано с существовавшей в то время системой учета техники). По различным оценкам их количество колеблется от 3000 до 3500 штук. Ситуация усугублялась тем, что до трети от этого числа танков составляли машины первых лет выпусков, отличавшихся более низкой надежностью, что не могло не сказаться в условиях реальных боевых действий.

С началом войны вся эта техника, даже считавшиеся, безнадежно устаревшими двухбашеннь.е танки, была брошена в бой. Стремясь перехватить стратегическую инициативу, командование Красной армии наносило контрудары по наступающим немецким танковым группам. Легкобронироаанные Т-26 совершенно не подходили для этих целей. Противотанковая артиллерия врага буквально истребляла их Советские танковые войска. особенно подоазделения, оснащенные легкими танками, таяли на глазах. Но другого выхода на тот момент не было. Господство в воздухе немецкой авиации, слабая организация ремонтно-эвакуаиионной службы, перебои со снабжением горючим и боеприпасами еще более усугубляли ситуацию.

Потери в танках в первые недели войны оказались катастрофическими. На смену потерянным машинам срочно перебрасывались Т-26 из bi |утренних округов и с Дальнего Востока. Используя имеющийся задел корпусов, башен и других агрегатов, завод N5 174 возобновил в июле 1941 г. выпуск -двадцать шестых-. До свсей зза-куации в сентябре того же года завод изготовил порядка 120 танков.

Хотя к осени число Т-26 в войсках значительно сократилось, они по-прежнему составляли немалую часть нашей бронетанковой техники. Например, из 475 тан

штк.

78