Танкомастер 2006-07-08, страница 14

Танкомастер 2006-07-08, страница 14

зарядить орудие заряжающий несколько раз ударял головной частью снаряда о казенник орудия. По этой причине орудие Д-5Т-85 так и не приняли на вооружение танка Т-34.

После окончания испытаний орудия осенью 1943 г. ЦАКБ под руководством В.Г. Грабина приступило к разработке новой 85-мм пушки для вооружения танка Т-34. Серийное производство нового орудия должно было начаться на заводе №92 с 1 марта 1944 г., а до того момента разрешалась как временная мера установка Д-5Т-85. Первые 10 орудий для установки в Т-34 были готовы лишь в декабре 1943 г.

Выпуск нового танка, получившего наименование Т-34-85, начался в январе 1944 г. на заводе №112 «Красное Сормово» в Горьком.

Танки, вооруженные пушкой Д-5Т-85, отличались внутренним устройством и даже внешне от машин более поздних выпусков. Скажем, на машинах первых выпусков (рис. 46) радиостанция размещалась в корпусе, а на последних танках, вооруженных данной системой (рис. 47), радиостанция была перенесена в башню. Первые 25 машин имели один вентилятор, установленный в кормовой части башни, в дальнейшем количество вентиляторов увеличили до двух. Из-за габаритных размеров казенной части артсистемы в башне не удалось разместить третьего члена экипажа. Командир по-прежнему совмещал обязанности наводчика. Основным внешним отличием танков Т-34-85, вооруженных орудием Д-5Т-85, от машин, выпущенных позднее, являлась характерная бронировка орудия в виде цилиндрического «воротника».

Все танки оснащались радиостанциями 9РС, по надежности в работе существенно превосходящие более ранние аппараты. Существовали и так называемые «командирские» танки, которые отличались от линейных установкой дополнительной коротковолновой радиостанции РСБ-Ф, электропитание которой осуществлялось от специального малогабаритного карбюраторного двигателя с генератором. При этом боекомплект к орудию сокращался с 55 до 39 выстрелов.

Всего было выпущено 255 машин данной модификации, из них пять — командирские.

Выполняя приказ о разработке 85-мм орудия ЦАКБ вместе с заводом №92 разработало и к середине декабря 1943 г. испытало новую артиллерийскую систему С-53. Данное орудие отличалось простотой конструкции и надежностью. Вдобавок стоимость его оказалась существенно ниже, чем Д-5Т-85 и даже Ф-34.

Начиная с февраля 1944 г. завод №112 стал переходить на выпуск танков Т-34-85, оснащенных орудием С-53. Первые машины имели ряд сходных черт с танками с Д-5Т (рис. 49). Постепенно выпуск Т-34-85 данной модификации осваивали и другие танкостроительные предприятия: с середины марта 1944 г. — завод №183 (рис. 50), с июня — завод №174. В 1944 — 1945 гг. «тридцатьчетверки» выпускали только эти три завода. Всего с марта 1944 г. по июнь 1945 г. было выпущено 16 199 танков, из них 191 машина была командирской.

У «тридцатьчетверки» с С-53 башня стала трехместной, в экипаже появился заряжающий. Командир танка смог сосредоточиться на руководстве действиями экипажа в бою, в связи с чем боевые возможности танка существенно возросли.

Летом 1944 г. завод №92, по согласованию с ЦАКБ, провело ряд мероприятий по совершенст

вованию конструкции орудия. После проведения модернизации орудие получило индекс ЭИС-С-53 («ЗИС» — индекс артиллерийского завода №92, «С» — индекс ЦАКБ) и с 28 октября 1944 г. было принято на вооружение (рис. 51...53). ЭИС-С-53 стало самой простой, надежной и дешевой танковой артиллерийской системой в СССР.

Т-34-85, кроме более мощной артиллерийской системы, обладал и более солидной бронезащи-той. Толщина лобовой части литой башни достигала 75 мм, боковых стенок и кормы — 52 мм. С начала августа 1944 г. башня отливалась с лобовой частью толщиной 90 мм, бортов — 75 мм.

Танки Т-34-85 начали поступать в войска в феврале — марте 1944 г. Но эффект от первого применения новых танков оказался невелик. Соединения получили лишь по несколько новых машин, оставаясь в основном укомплектованными танками Т-34 с 76-мм пушками.

Одним из первых новые танки с орудием Д-5Т, построенные на средства, собранные Русской православной церковью, получил 38-й отдельный танковый полк (рис. 48), принимавший самое активное участие в освобождении Украины. Все танки полка несли на борту имя Святого князя Димитрия Донского.

К началу Белорусской наступательной операции летом 1944 г. Т-34-85 уже составляли более половины всех танков Т-34, состоящих на вооружении Красной армии. В дальнейшем их число все более возрастало, и к началу Берлинской операции передовые линии танковых и механизированных соединений были укомплектованы этими машинами практически полностью.

Т-34-85 стали именно той машиной — надежно бронированной, сильно вооруженной, надежной, — которая позволила советскому командованию проводить наступательные операции колоссальных масштабов, прорывая немецкую оборону на сотни километров в глубину. И хотя танк по-прежнему не мог выступать на равных в дуэльных поединках с немецкими тяжелыми танками, это уже ничего не меняло. Основной целью «тридцатьчетверки» являлись немецкая пехота и полевые огневые средства, для борьбы с которыми танк подходил как нельзя лучше. К тому же «Тигр» и «Пантера» встречались гораздо реже, чем составлявшие основную часть танкового парка Вермахта Pz.IV и САУ StuG III. А уж их Т-34-85 превосходил по всем статьям.

На заключительном этапе войны — весной 1945 г. — немалое число танков (в преддверии тяжелых городских боев) подвергалось экранировке. Эта мера была вызвана широким использованием противником ручных кумулятивных противотанковых средств, пробивавших броню всех советских танков и особенно опасных именно в ближнем бою. Довольно широко применялись сетчатые экраны, устанавливаемые в ремонтных мастерских танковых частей (рис. 54).

После завершения боевых действий в Европе Т-34-85 повоевал и в Азии. Ими были укомплектованы первые батальоны во всех танковых бригадах и первые полки в танковых дивизиях Дальневосточного фронта. Машины этого типа приняли самое непосредственное участие в разгроме Квантунской армии, являясь основной ударной силой танковых частей и соединений.

Помимо Красной армии,Т-34-85 состояли на вооружении польских, чехословацких и югославских войсковых соединений, сражавшихся против общего врага.