01. Леонардо да Винчи, страница 17

01. Леонардо да Винчи, страница 17

Леонардо да Винчи

I

< Каменная статуя Леонардо в галерее Уффици во Флоренции.

* «Святая Анна с Марией и Младенцем Христом». Стилистически эта картина наиболее близка к знаменитой «Джоконде».

инструмент для реализации политических и военных амбиций. Впрочем, сам Леонардо философски смотрел на отношения с сильными мира сего, прекрасно понимая преходящий характер их славы. «Сколько ушло императоров и сколько князей,и не осталось о них никакого воспоминания! А они добивались государств и богатств только для того, чтобы оставить славу о себе», — писал Леонардо да Винчи. Зато выдающиеся достижения в области науки и искусства, как предсказывал Леонардо, поистине стали «трубным гласом своего творца».

* Рафаэль Санти. Центральную фигуру фрески «Афинская школа», философа Платона, Рафаэль написал с Леонардо да Винчи.

он создал знаменитое полотно «Святая Анна с Марией и Младенцем Христом», спроектировал судоходный канал и продолжал исследовать загадки природы.

В 1513 году Леонардо переехал в Рим под покровительство папы Льва X из рода Медичи. Мастер надеялся получить заказ на «Страшный суд» — главную фреску Сикстинской капеллы, но вожделенный заказ достался давнему сопернику мастера, Микеланджело. Однако тот вроде бы не спешил приступать к «Страшному суду». Леонардо втайне начал работу над эскизами «Страшного суда», однако никакого заказа от Ватикана мастер так и не дождался. «Медичи вскормили меня — они же меня и уничтожили», — писал Леонардо в дневнике.

Подобные разочарования преследовали Леонардо всю жизнь. Его знатные покровители не осознавали масштаб личности да Винчи и использовали его гений для осуществления сиюминутных потребностей и капризов. Так, при миланском дворе герцога Сфорца Леонардо подвизался прежде всего как организатор праздников, а Чезаре Борджиа видел в гениальном живописце

- Джулиано Медичи. По одной из версий, известный меценат тайно заказал Леонардо «Мону Лизу».

< Копия «Моны Лизы», сделанная Рафаэлем. На заднем плане —