01. Леонардо да Винчи, страница 15

01. Леонардо да Винчи, страница 15

Леонардо да Винчи I

А Легендарный Чезаре Борджиа, сын развратного кардинала и будущего папы Александра VI.

Частная жизнь

земные увлечения

Чем только не увлекался Леонардо! Невероятно, но в числе его интересов были даже кулинария и искусство сервировки. В Милане на протяжении 13-ти лет он был распорядителем придворных пиров.

Итальянская кухня имеет старинные традиции и богатую культуру. Еще древние римляне знали толк в изысканных и длительных трапезах. В эпоху Возрождения в Италии появились первые книги о кулинарном искусстве и правилах поведения во время застолья. Считается, что итальянка Екатерина Медичи, будучи королевой Франции, воспитала в Париже целую плеяду высококлассных поваров и заложила основы французской национальной кухни.

Леонардо изобрел несколько кулинарных приспособлений, облегчающих труд поваров. Это автоматический вертел для жарки мяса, устройство для колки орехов, а также механическая давилка для чеснока

«Леонардо», которой и по сеи день пользуются итальянские повара. Оригинальное блюдо «от Леонардо» — тонко нарезанное мясо, тушеное с уложенными сверху овощами, — пользовалось большой популярностью на придворных пирах.

Однажды Леонардо увидел, как миланский герцог вытирает нож об одежду своих соседей по столу, пришел в ужас и... придумал салфетки. Правда, придворные стали подстилать их под себя, и идея Леонардо не прижилась.

► Средневековая придворная кухня. В подобной атмосфере Леонардо создавал для миланского герцога новые блюда.

си — высотой 6,6 м и шириной 17,4 м. Противоположную стену дворца расписывал молодой Микеланджело Буо-нарроти. Состязание двух гигантов приковало внимание всей Флоренции.

Два гения придерживались различных взглядов. Леонардо называл живопись интеллектуальным искусством, а скульптуру — физической работой. Микеланджело, напротив, считал высшей формой искусства скульптуру, уподобляя ее солнцу, а живопись — луне. Предание о словесной перепалке двух художников дошло до наших дней. «Вы, скульпторы, вечно обляпаны мраморной пылью с головы до ног, слов

но булочники, — ворчал Леонардо. — Ваши дома завалены каменной крошкой да обломками нерожденных творений!» «Кто же, как не ты, не доделал и бросил в Милане всадника Сфорца?» — парировал Микеланджело.

Битва титанов осталась «неоконченной». Создав за полгода на картоне эскиз «Битвы при Кашине», Микеланджело уехал в Рим заниматься папской усыпальницей. Леонардо решил прибегнуть к экспериментальной технике письма, и результат вышел удручающий — изображение «поплыло». Художник начал было переписывать все заново, но впал в отчаяние и бросил работу.

Карта крепости Имолы, составленная Леонардо.

▼ Крепость Сенегаллия, одна из многочисленных резиденций