01. Леонардо да Винчи, страница 12

01. Леонардо да Винчи, страница 12

Жизнь и эпоха

Новые горизонты

Глиняный колосс

В 1482 году Леонардо уезжает из Флоренции в Милан. В те годы Милан был крупнейшим центром оружейного производства. Между городами-государствами на территории Италии постоянно вспыхивали междоусобные войны, поэтому мастера-оружейники и военные строители были чрезвычайно востребованы. Имея это в виду, Леонардо привез в Милан созданные им чертежи оригинального оружия и хитроумной военной техники.

Миланский герцог Лодовико Сфорца, прозванный за темную кожу «Мавром» («Иль Моро»), искал скульптора, который мог бы изваять огромную конную статую его отца, Франческо Сфорца. Прослышав об этом, Леонардо написал герцогу письмо-резюме. В нем мастер предлагал себя в качестве опыт-ного военного инженера и оружеини-

» В 1482 году, когда Леонардо прибыл в Милан, началось строительство основной части Миланского собора, и был объявлен конкурс на лучший проект. Леонардо в числе прочих представил на конкурс свои чертежу но его вариант был отклонен*

ка, а в завершение отмечал: «Могу также изготовить и статую бронзового всадника — такую, что слава Вашего великого отца, как и всего рода Сфорца, будет увековечена».

«Живопись есть искусствоума, а скульптура — не более чем физическая работа», — считал Леонардо, к 30 годам не создавший ни одной статуи. Тем не менее, когда в 1491 году он закончил глиняную модель и установил ее на площади перед дворцом, публика была потрясена грандиозным сооружением. До тех пор величайшим в мире изваянием всадника считалась статуя римского императора Марка Аврелия высотой более 4-х метров. Всадник Леонардо превосходил ее почти вдвое. Однако технологии, необходимые для осуществления замысла, были слишком сложными для того времени, и ,<}озд^ие памятника про-

* Миланский герцог Лодовико Сфорца не оценил «военно-инженерных» способностей Леонардо, не пожелав тратить деньги на сомнительные, на его взгляд, эксперименты.

* Строительство Миланского собора продолжалось до середины XIX века.