01. Леонардо да Винчи, страница 10

01. Леонардо да Винчи, страница 10

Жизнь и эпоха

За кулисами

художники и гомосексуализм

В XV веке творческие круги охватила || страсть к идеалам античности. В част-■ ности, культивировалась дружба между | молодыми мужчинами. Подобные настроения особенно распространи-| лись среди флорентийских художни-| ков. Их пристрастие к однополой любви g: породило популярную присказку: «раз-| вратен, как флорентинец». Мастерская I Верроккьо, в которой учился Леонардо, | слыла «союзом холостяков и содоми-тов». Гомосексуальные наклонности | молва приписывала самому Верроккьо, Перуджино и Боттичелли.

Что же на самом деле произошло за кулисами «скандаласСальтарелли»,оста-I лось загадкой. Однако хорошо известно, что Леонардо, всю жизнь оставаясь

I ™

холостяком, испытывал нежные чувства к своим ученикам. Так, один из фаворитов мастера, Джакомо Капротти, воспитывавшийся у Леонардо с 10-летнего возраста, был, по собственному признанию художника, «лгуном, упрямцем и мелким воришкой». Между тем Леонардо в сорванце души не чаял и осыпал его подарками. Джакомо до самой смерти мастера оставался его помощником, получив по завещанию в собственность коллекцию работ мэтра.

► Леонардо считал Джакомо Капротти"созданием совершенной красоты"

Зигзаги судьбы

Скандал с Сальтарелли

В 1472 году 20-летний Леонардо стал членом флорентийской Гильдии художников. Однако до 27-летнего возраста молодой мастер не имел собственной мастерской и продолжал работать под крылом учителя. А в 1476 году Леонардо оказался на скамье подсудимых.

Аноним обвинял его и еще трех мужчин в гомосексуальных контактах с 17-лет-ним ювелиром Джакопо Сальтарелли. Все четверо предстали перед судом и за отсутствием улик были оправданы. Старший товарищ Леонардо по мастерской Верроккьо, знаменитый Сандро Боттичелли, также дважды становился жертвой подобных доносов. Неизвестно, насколько достоверны были обвинения в адрес Леонардо. Как бы то ни было, он проявлял определенный интерес к гомосексуальной эстетике.

Мастер Леонардо всегда окружал себя прекрасными молодыми учениками. В дневниках художника можно обнаружить естественнонаучные наблюдения, чертежи, хозяйственные расходы и даже

- Мода эпохи Ренессанса, стирающая различия между полами.

описания и рисунки пищи, которую он ел. Но когда умер его отец, Леонардо записал лишь дату смерти, возраст и род занятий родителя, ни словом не упомянув о своих чувствах. Зато день, когда художник взял в подмастерья приглянувшегося ему юношу, описан в мельчайших подробностях, с большим пафосом и эмоциональным подъемом. Исторические документы умалчивают, состоял ли учитель в любовной связи с кем-либо из учеников, однако хорошо известно, что Леонардо не интересовался женщинами и умер холостяком.

Мастер был убежден, что между его родителями не было истинной любви. «А кто не сумеет обуздать своих плотских страстей, превратится в животное», — писал он в дневнике. Это одно из мно-

* Картина Франческо Боттичини. Существует версия, что моделью для юноши был Леонардо.

* Два профиля, рисунок Леонардо. По мнению искусствоведов, и в юноше, и в старике, художник изобразил