28. Альфред Хичкок, страница 29

28. Альфред Хичкок, страница 29

Альфред Хичкок

(«Леди из Шанхая», 1947) и Стэнли Кубрик («Космическая одиссея 2001», 1968). Они изучали технические приемы и психологическое наполнение фильмов Хичкока, обращая внимание в первую очередь на игру света и тени.

Режиссер Стэнли Кубрик внес немалый вклад в развитие жанра саспенса.

^ Режиссер Стивен Спилберг изучал технику Хичкока, наблюдая за его работой на съемочной площадке.

Традиции Хичкока в Голливуде

Одним из голливудских режиссеров, снимающих фильмы в стиле Хичкока, является Стивен Спилберг. На заре своей творческой деятельности он нередко посещал съемочные площадки мастера. Влияние таких работ Хичкока, как «Ребекка» и «Птицы», просматривается в ранних фильмах Спилберга — например, в «Дуэли» и «Челюстях». Страх перед неизвестным — ключевая тема телефильма «Дуэль». Считается, что в этой картине нашли отражение основные моменты хичкоковского стиля.

Позднее Спилберг создавал более разнообразные по тематике картины, отойдя от жанра чистого саспенса. Однако через много лет — в 2002 году — в фильме «Особое мнение» Спилберг вновь использовал ключевые приемы своего учителя. В ленте «К северу через северо-запад» имеется сцена, где исполняющий главную роль Кэри Грант беседует с директором автомобильной фабрики на фоне ленты конвейера. Дверь находящейся там машины открывается, и оттуда падает труп. В «Особом мнении» Спилберг

ресовавшимися его творчеством, стали деятели французской «Новой волны» в конце 1950-х годов. Несколько парадоксально, что Франсуа Трюффо и Клод Шаброль, выступавшие против коммерциализации кинематографа, обратили внимание на режиссера, создававшего именно развлекательные фильмы, и позаимствовали его профессиональные наработки для своих авангардных картин. Они же первыми принялись анализировать ленты Хичкока. Чуть позже философы-постмодернисты напишут о режиссере целые работы.

Вслед за Хичкоком жанр саспенса развивали такие режиссеры, как Орсон Уэллс

Кадр из фильма «К севс