36. Битлз, страница 23«Битлз» БИТЛОМАНИЯ В ЯПОНИИ Невероятный спрос Явление, принятое называть «битло-манией», возникло в 1964 году в Англии, а затем охватило и США. После выступления 9 февраля в телевизионном шоу Эда Салливана, «Битлз» провели концерт 11 февраля в вашингтонском зале «Колизей», а 12-го — в нью-йоркском Карнеги-холле. С каждым днем популярность «Битлз» росла, постепенно превращаясь в истерию. В Японии битломания началась в том же 1964 году с выходом альбома «Битлз». В японских хит-парадах «европейской музыки» песня «Please Please Ме» занимала в марте и апреле первую строчку, на третьем месте шла «I Want То Hold Your Hand», а на восьмом — «She Loves You». Протесты старшего поколения В 1960-х годах Япония бурно развивалась, стремительно превращаясь в ведущую в экономическом отношении державу мира. Однако выпускники вузов получали по-прежнему нищенское жалование, и потому далеко не каждый молодой человек мог позволить себе обзавестись стереофоническим проигрывателем. Дорого стоили и пластинки, особенно долгоиграющие. Таким образом, большинство молодых людей могли слушать музыку только по радио. К 1965 году интерес к западной популярной музыке в Японии снизился и наметился крен в сторону фолк-исполнителей — таких, например, как ансамбль с самобытным названием «Пит, Пол и Мэри». Все это не коснулось «Битлз», у которых появилось бесчисленное множество поклонников, готовых визжать от восторга при одном упоминании имен своих кумиров. Столь непристойное поведение молодежи резко осуждалось старшим поколением, видевшим первопричину этой распущенности именно в «битлах». Их в прессе частенько признавали «оказывающими дурное влияние», «антимузыкальными» и даже «длинноволосыми гомосексуалистами». Когда в 1966 году ожидался приезд «Битлз» в Японию, администрация арены «Будокан» отказалась предоставить ее для выступлений группы. Затем — что еще хуже — в адрес «Битлз» начали поступать угрозы. Правда, все закончилось благополучно: на «Битлз» никто не покушался, а администрация «Будокана» разрешила им выступить здесь перед 10-тысячной аудиторией. Однако это не изменило ни реакции общества на молодежное движение, ни настроения молодежи. «Битлз» пробыли в Японии всего несколько дней и уехали, однако и этого короткого визита оказалось достаточно, чтобы оказать огромное влияние на дальнейшее развитие японской музыки и молодежной культуры. Именно под влиянием «Битлз» в конце 1960-х появились первые японские рок-группы. 43 сингла: вдвое больше, чем в Англии Если в 1964 году в Японии вышло два альбома и 13 синглов «Битлз», то к 1970 году число последних достигло 43-х — это было почти вдвое больше, чем в Англии, где вышло всего 22 сингла ливерпульской четверки. Почему так произошло? Прежде всего, потому, что молодые японцы, как правило, не могли купить альбом: это было очень дорого. Чтобы дать возможность молодежи слушать то, что им нравится, японские студии звукозаписи выпускали синглы, отбирая для них по паре песен с очередного альбома. Такая практика существовала лишь в Японии: во всем остальном мире каждый альбом «Битлз» выходил только целиком. Когда же «Битлз» приехали в Японию на гастроли, специальным решением правительства были снижены цены на билеты. Это было сделано для того, чтобы как можно больше японцев смогли увидеть собственными глазами своих кумиров. Даже после распада «Битлз» их песни долгое время продолжали занимать лидирующее положение в японских хитпарадах. Эту группу многие японцы и сегодня считают эталоном, по которому можно сверять всю остальную популярную музыку. Арена для борьбы «Будокан» в Токио. Здесь прошли первые в Японии концерты западной популярной музыки. ЕШ
|