40. Лев Толстой, страница 20

40. Лев Толстой, страница 20

I

Выдающиеся события

Толстой и его последователи

Лев Толстой потерпел крах: он не смог изменить жизнь своей семьи сообразно со своими взглядами. Но тысячи людей по всей России устраивали свои судьбы в соответствии с учением Толстого. Толстовцы существуют и сейчас — причем не только в нашей стране.

Христианство Толстого

Лев Николаевич Толстой не принимал «официального» христианства. Церковная жизнь, по его мнению, представляла собой лишь набор «магических обрядов и заклинаний». Об этом он говорил часто и настойчиво. Вот, например, выдержки из ответа писателя на определение Священного Синода о его отлучении от церкви: «Я убедился, что учение Церкви есть теоретически коварная и вредная ложь, практически же — собрание самых грубых суеверий и колдовства, скрывающего совершенно весь смысл христианского учения... Я действительно отрекся от Церкви, перестал исполнять ее обряды и написал в завещании своим близким, чтобы они, когда я буду умирать, не допускали ко мне церковных служителей и мертвое мое тело убрали бы поскорее, без всяких над ним заклинаний и молитв, как убирают всякую противную и ненужную вещь, чтобы она не мешала живым... То, что я отвергаю непонятную Троицу и басню о падении первого человека, историю о Боге, родившемся от Девы, искупляющем род человеческий, то это совершенно справедливо... Сказано также, что я отвергаю все таинства... Это совершенно справедливо, так как все таинства я считаю низменным, грубым, не соответствующим понятию о Боге и христианскому учению колдовством и, кроме того, нарушением самых прямых указаний Евангелия...»

При этом Толстой считал себя последователем Христа и, хотя не , полагал Его Богочеловеком, видел ** в Нем одного из величайших пророков в истории человечества. В 1879— 84 годах Лев Николаевич осуществив масштабный замысел: перевел заново с древнегреческого языка четыре Евангелия и свел их в один текст. При этом он ставил себе цель: вычеркнуть из Четвероевангелия все «ненужное», людское, все «суеверия» и «легенды» (в» частности, все евангельские строфы, повествующие о воскресении Христа, его явлении апостолам, вознесении и т. д.)м и оставить лишь то, что подлинно необ* 4 ходимо. Необходимой Толстой признал, прежде всего, Нагорную проповедь, из всего, заповеданного Иисусом, вывел пять заповедей: «1. Не обижать ИИко-го и делать так, чтобы ни в ком не возбу-дить зла. 2. Не любезничать с женщинами;, не оставлять той жены, с какой сошелся. 3. Ни в чем не клясться. 4. Не противиться злу, не судить и не судиться. 5. Не делать различия между своим отечеством-, и чужим, потому что все люди — депЦЧ одного Отца». По мысли Толстого, когда люди станут исполнять эти заповеди, тогда настанет Царство Божие на земле (чего, как известно, Христос не обещал).