40. Лев Толстой, страница 18

40. Лев Толстой, страница 18
Жизнь и эпоха
Последняя трагедия

Отлучение от церкви

«Сущность богослужения состояла в том, что предполагалось, что вырезанные священником кусочки и положенные в вино, при известных манипуляциях и молитвах, превращаются в тело и кровь бога. Манипуляции эти состояли в том, что священник равномерно, несмотря на то, что этому мешал надетый на него парчовый мешок, поднимал обе руки кверху и держал их так, потом опускался на колени и целовал стол и то, что было на нем. Самое же главное действие было то, когда священник, взяв обеими руками салфетку, равномерно и плавно махал ею над блюдцем и золотой чашей. Предполагалось, что в это самое время из хлеба и вина делается тело и кровь, и потому это место богослужения было обставлено особенной торжественностью».

Выше приведен отрывок из нашумевшего в свое время романа Толстого «Воскресение» (1899). В отрывке этом описывается Божественная литургия в тюремном храме. Сочинения Толстого, направленные против Церкви, заставили Святейший Синод пойти на крайнюю меру: в феврале 1901 года он отлучил писателя от церковного общения. В определении, распространенном Синодом, в частности, говорилось: «Бывшие же к его (Толстого) вразумлению попытки не увенчались успехом. Посему Церковь не считает его своим членом и не может считать, доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею».

Нужно сказать, что сам Толстой отнесся к своему отлучению очень спокойно и даже опубликовал в газетах ответ на определение Синода, где признавал, что, действительно, «то, что я отрекся от Церкви называющей себя Православной, это совершенно справедливо». Итак, писатель был совершенно спокоен. Но зато была возмущена Софья Андреевна. После публикации послания Синода она написала Антонию, митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому, письмо, где обвиняла Церковь в жестокости. Митрополит Антоний отвечал ей: «Милостивая государыня графиня София Андреевна! Не то жестоко, что сделал Синод, объявив об отпадении от Церкви Вашего мужа, а жестоко то, что сам он с собой сделал, отрекшись от веры в Иисуса Христа, Сына Бога Живого, Искупителя и Спасителя нашего. На это-то отречение и следовало давно излиться Вашему горестному негодованию. И не от клочка, конечно, печатной бумаги гибнет муж Ваш, а от того, что отвратился от Источника жизни вечной».

Mb

Уход из Ясной Поляны

В последние годы своей жизни Толстой был. духовным учителем для очень го числа людей. К нему в Ясную грш стекались сотни и тысячи «паломни^ ков», жаждавших получить от него совет и вразумление. Но в доме Толстых было неладно. Атмосфера вечного, непрекращающегося ; раздора между его домашними и близкими ему по духу людьми (прежде всего, между Софьей Андреевной и В. Г. Чертковым), в которой жил Лев Николаевич, тяготила его. Угнетал писателя и «барский» уклад яснополянской жизни. «Жизнь здесь, в Ясной Поляне, вполне отравлена», — писал он в «тайном» дневнике 1908 года (зная о том, что Софья Андреевна читает его дневники, Толстой

Лев Николаевич и Софья Андреевна в Ясной Поляне прибли-в 1906 году.

▼ Военный парад в Японии. Толстой осуждал русско-японскую войну.