40. Лев Толстой, страница 16

40. Лев Толстой, страница 16

"юлстовство

ные меры: в начале 1887 года Стахович читал ее у министра императорского двора в присутствии Александра III. Царю драма понравилась — он даже выразил желание присутствовать на генеральной репетиции. «Власть тьмы» была принята к постановке в Александринском театре. Приближалась премьера. И здесь в дело вмешался обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев. Он написал Александру III: «Я только что прочел новую драму Л. Толстого и не могу прийти в себя от ужаса... Какое отсутствие, больше того, отрицание идеала, какое унижение нравственного чувства, какое оскорбление вкуса... День, в который драма Толстого будет представлена на императорских театрах, будет днем решительного падения нашей сцены». Доверившись авторитету Победоносцева, царь запретил пьесу.

Толстой и толстовцы

О толстовстве как о заметном явлении в русской общественно-религиозной жизни заговорили в 1890-е годы, однако появилось оно десятилетием раньше. Основы этого учения Толстой изложил в «Исповеди», «В чем моя вера?», «Крейцеровой сонате». Одним из его первых «идейных последователей» стал В. Г. Чертков. Чертков происходил из знатной и богатой семьи, служил в Конногвардейском полку, но в 1881 году, пережив духовный кризис, вышел в отставку. В 1883 году бывший офицер познакомился с Толстым и, восторженно восприняв его учение, сделался пропагандистом толстовства. В 1884 году при деятельном Толстого Чертков организовал изда-

Жизнь и эпоха

▼ Рисунок, изображающий Толстого за плугом.

После «Исповеди»

ЩИёповедь» Толстого была воспринята в рус-|ЯУ|обществе неоднозначно. Наиболее ради-шь^о настроенная его часть (то была, пре-jfe$cero, студенческая молодежь) встретила евррчти восторженно. Подогревало интерес к (сп'оведи» и то, что цензура запретила ее из-£:;$*Яание. Планировалось, что она выйдет в пятом журнала «Русская мысль» за 1882 год юловком «Вступление к ненапечатанно-мнению», но сочинение вырезали почти £го тиража. Читающая общественность Лилась с ним в копиях с корректурных оттисков.

В'1884—86 и 1887—89 годах соответственно из-под пера Толстого вышли «Смерть Ивана Ильича» и «Крейцерова соната». Эти вещи показали скептикам, что и «новый Толстой» не умер как писатель и свои «странные идеи» облекает в прекрасную художественную форму.

В это же время Л. Н. Толстой работал над пьесой «Власть тьмы, или Коготок увяз — всей птичке пропасть». Она была издана в 1887 году и явилась первым драматургическим опытом писателя (хотя подобные замыслы возникали у него еще в 1850-е годы). В основу этой пьесы Толстой положил уголовное дело крестьянина Тульской губернии Ефрема Колоскова. Как и следовало ожидать, театральная цензура не пропустила «Власть тьмы». Тогда поклонники таланта Толстого решились на чрезвычай

М