40. Лев Толстой, страница 15Лев Толстой^ Толстой критически относился к «официальному христианству», однако в своих народных рассказах активно использовал христианские мотивы и сюжеты. НАРОДНАЯ Толстой посвятил много сил развитию народного образования в России. Он был равно против консервативной «петербургской педагогики» и интеллигентского «хождения в народ». Он не считал нужным «развивать» крестьянских детей, вкладывать в их головы отвлеченные понятия, отрывая их тем самым от родной среды. «Маленьких мужичков», полагал Толстой, следует образовывать сообразно с тем укладом, которым на протяжении нескольких веков жила русская деревня. Наиболее значительным плодом «педагогических усилий» графа стали «Азбука», «Новая азбука» и ЛИТЕРАТУРА несколько «Русских книг для чтения». Многие из рассказов, вошедших в эти сборники, составляют ныне классику детской литературы. Всем знакомы, например, такие вещи, как «Лев и собачка», «Кавказский пленник», «Филиппок». А многие русские сказки нынешние дети читают именно в переложении Толстого. Ценность «народной детской литературы», созданной писателем, признавали уже его современники. Так, известный педагог С. А. Ра-чинский писал Толстому о его «Азбуках» и «Книгах для чтения»: «Нет в мире литературы, которая могла бы похвалиться чем-либо подобным». 1М детям нужно было давать образова жится в догматах веры, упрекая церковь за «оправдание насилия», писатель пересмотрел всю свою жизнь и жизнь своего сословия и сделал вывод, что она «не есть жизнь, а только подобие жизни». Но Толстому мало было понять — он хотел совершенно «переработать» свое существование соответственно тому новому знанию, что открылось ему. Сделать это ему не удавалось, и его дневники этого времени полны язвительных и горьких контрастов: «У бабы грудница есть, три девочки есть, а хлеба нет. В 4-м часу еще не ели... У нас обед огромный с шампанским...» В Москве В 1882 году Толстой купил дом в Москве в Долго-Хамовническом переулке. Эта покупка сделана была им не для себя, а для семьи: под- ние. Сам Толстой составил в это время гораздо более «радикальный» план жизни: «Жить в Ясной... Прислуги держать только столько, сколько нужно, чтобы помочь нам переделать и научить нас и то на время, приучаясь обходиться без них. Жить всем вместе, мужчинам в одной, женщинам и девочкам в другой комнате... По воскресениям обеды для нищих и бедных и чтение и беседы... Все лишнее: фортепьяно, мебель, экипажи — продать, раздать». «Фортепьяно и мебель», однако, присутствовали в хамовническом доме Толстых, причем большую часть мебели писатель покупал сам. Кроме того, имелся здесь и довольно обширный сад (собственно, хамовническая «резиденция» Толстых представляла собой не столько городской особняк, сколько «полудеревенскую» усадьбу, какие еще сохранились в 1 Москве). ▼ Яснополянская усадьба, где были написаны «Анна Каренина» и «Исповедь».
|