40. Лев Толстой, страница 24Исторические параллелиУчителя и ученикиБудучи непререкаемым духовным авторитетом для весьма значительной части русского общества, Толстой сам не уставал всю жизнь учиться. Он черпал близкие ему идеи в самых разных источниках — в Евангелии, народных сказках и притчах, в сочинениях деятелей эпохи Просвещения, в индийской религиозной философии, в учении Лао-цзы. Правда, всякую почерпнутую мысль писатель тотчас переделывал на свой лад, в соответствии с собственным пониманием «жизненной правды». Старый ребенок Яао-цзы (ок. IV в. до н. э.) В последний год жизни Толстой очень интересовался религиозно-философской системой, созданной полулегендарным китайским философом Лао-цзы (его еще называют Учителем Лао, Старым Ребенком). Самая ранняя биография Лао-цзы обнаруживается в разделе «Жизнеописания» книги Сыма Цяня (II—I в. до н. э.) «Исторические записки». Сыма Цянь дает несколько вариантов биографии философа и называет его «благородным мужем-отшельником». Главный труд, который приписывается Лао-цзы, — «Дао дэ цзин» («Канон пути и благодати»), трактат, легший в основу даосизма. Толстому были близки многие идеи Лао-цзы — в частности, идея о мудром, святом и бездеятельном вожде («Кто любит народ и управляет им, тот должен быть бездеятельным»), а также его осуждение попыток насильственного изменения мира и человеческой природы. Кроме того, считается, что Лао-цзы критически относился к современному ему правительству («Оттого народ голодает, что слишком велики и тяжелы государственные налоги. Это именно причина бедствий народа»). Вне всякого сомнения, Толстой разделял эти взгляды Лао-цзы, хотя мистической стороны даосизма и обожествления Учителя Лао он, конечно, не принимал и не понимал. EU |