40. Лев Толстой, страница 30

40. Лев Толстой, страница 30
Итоги

Л. Н. Толстого». В 1934 году здание школы, построенное членами коммуны, опечатали, но школа просуществовала на «бродячем» положении еще до 1936 года, когда многие учителя были арестованы. В это же время начались и аресты членов совета коммуны и рядовых коммунаров. Почти всем им дали сначала небольшие лагерные сроки, которые, однако, через несколько лет были увеличены (обычная практика НКВД). С 1 января 1939 года последняя толстовская коммуна в СССР прекратила свое существование.

Наличие у толстовцев «частной школы» было только одним из многих камней преткновения в отношениях последователей Льва Николаевича с советской властью. На самом деле все претензии, предъявлявшиеся толстовцам государственными органами, являлись лишь поводами к устранению толстовства как сколько-нибудь значительного движения. Существование коммун, подобных коммуне «Жизнь и труд», было немыслимо в условиях СССР, когда государство взяло под свой контроль все стороны бытия граждан. Толстовцы в 1930-е годы расценивались властями как «опасная секта» — наравне с духоборами, молоканами, субботниками и т. п.

Мирный и, в общем, вполне ; ношению к советскому строю1'характер ком-^^^л мун в счет не шел. Толстовцы отказываюсь от участия в выборах, несения военной службы, уплаты налогов. Этого было вполне достаточно для того, чтобы считать их уклад жизни «подрывающим основы государственности». К 1937 году на свободе осталось считанное число толстовцев. Б. В. Мазурин, руководитель коммуны «Жизнь и труд», так писал об этом времени: «Подумать только! Ровно за сто лет до этого злополучного 1937 года известный русский критик В. Г. Белинский писал: "Завидую я внукам и правнукам нашим, которые будут жить через сто лет..." Веря в грядущие века свободы и разума, Белинский даже помыслить себе не мог, что злодейства, с которыми воочию столкнутся его "внуки и правнуки", по своим масштабам, беспримерной массовости применения и изощренной жестокости превзойдут все виды зверств царских палачей и жандармов...»

Индийский последователь Толстого

Идеи Толстого получили широкое распространение за рубежом. Многие деятели науки и искусства отчасти разделяли их, но в боль

В. И.Ленин с ближайшими соратниками по «Союзу борьбы за освобождение рабочего класса», фотография 1897 года. Будущий могильщик старой России не однажды обращался в своих статьях к творчеству Толстого. Самая известная из этих работ — «Лев Толстой как зеркало русской революции».

щц