43. Бетховен, страница 14

43. Бетховен, страница 14

Жизнь и эпоха

Отмененное посвящение

В это время Бетховен начал писать свою Третью симфонию, посвященную Наполеону Бонапарту. С точки зрения австрийцев, этот выскочка был врагом их страны, но для Бетховена Бонапарт являлся, в первую очередь, героическим воплощением французского мятежного духа, восхищавшего композитора.

Однако когда в мае 1804 года Бонапарт провозгласил себя императором Франции, Бетховен потерял былое уважение к этому человеку. Если раньше музыкант считал Наполеона отважным героем, сражавшимся за свободу французского народа, то теперь он увидел в нем обычного честолюбца, стремившегося к личной власти.

Композитор снял с титульного листа партитуры посвящение — «Бонапарту» — и вместо этого написал: «Памяти великого человека». Симфония впоследствии стала именоваться «Героической».

Любовь и творчество

Успех Третьей симфонии казался прекрасной прелюдией к дебюту Бетховена — представлению публике его первой оперы «Леонора». Однако премьера была назначена в неурочный час: накануне Вену оккупировали французские войска, и потому большинство венцев старались не выходить из дома без особой необходимости. Собравшаяся на спектакль в ноябре 1805 года публика состояла в основном из французских солдат и офицеров, не понимавших немецкого языка и не способных оценить по достоинству музыку.

Лес шедевров

Гейлигенштадтское завещание

Слух Бетховена продолжал ухудшаться. По совету врача музыкант перебрался в деревню Гейлигенштадт в окрестностях Вены, надеясь поправить свое здоровье. Но ничего не помогало...

Потеря слуха — смертельный удар для любого музыканта. Бетховен потерял желание жить и даже собирался покончить с собой, но все же любовь к музыке смогла удержать его от этого непоправимого шага. Композитор решил несмотря ни на что продолжить свое творчество. Он написал младшим братьям письмо, названное историками «Гейлигенштадтским завещанием». Бетховен запечатал его в конверт, но так и не отослал. Мрачный тон письма раскрывает его тяжелое психологическое состояние, но свидетельствует также и о том, что он твердо решил сопротивляться судьбе. С этого времени изменилась и сама музыка Бетховена: его новые творения окрасились в яркие театральные тона, чего не было в прежних сочинениях композитора.

В Вену Бетховен возвратился в январе 1803 года. Он вместе с братом Карлом стал жить в театре и целиком посвятил себя работе.

Дом в Гейлигенштадте, в котором жил Бетховен.

▼ Армия Наполеона в Вене.