43. Бетховен, страница 11Бетховен ^ Австрийский император Иосиф II. После смерти отца, Франца I, он правил вместе со своей матерью Марией Терезией. Гораздо большую помощь молодому музыканту оказал венский композитор Иоганн Батист Шенк. Когда в январе 1794 года Гайдн уехал в Лондон, Бетховен начал заниматься у Иоганна Георга Альбрехтсбергера. Но наиболее ценными для себя он считал уроки композитора Антонио Сальери, молвой превращенного в убийцу Моцарта. В марте 1794 года французская революционная армия захватила Бонн, после чего курфюрст Кёльнский был вынужден бежать в Вену. Младшие братья Бетховена остались без ежегодного пособия, и молодой музыкант столкнулся с необходимостью создать прочную материальную базу для своей семьи. «Пальцы демона» В этот трудный период Бетховена буквально спасло его мастерство исполнителя. Он получил известность в аристократических кругах благодаря своей виртуозной технике игры на фортепиано (вот где пригодились уроки отца!). Все с восхищением говорили о «демонических» пальцах музыканта. 29 марта 1795 года в Городском театре в рамках трехдневного благотворительного концерта состоялся дебют Бетховена перед взыскательной венской публикой. В первый день музыкант исполнил свой Второй концерт для фортепиано с оркестром, затем выступил с импровизацией, а в заключительный день сыграл фортепианный концерт Моцарта в собственной аранжировке. Исполнительская манера Бетховена выгодно отличалась от традиционной. До этого времени основным клавишным инструментом был клавесин, на котором нельзя было сыг рать «длинные» ноты, и потому все произведения для клавесина игрались стаккато: каждая нота звучала по отдельности, не сливаясь с остальными. Рояль позволял брать «длинные» ноты, однако пианисты первого поколения еще сохраняли привычку играть на нем, как на клавесине. Бетховен же использовал все возможности инструмента: в его исполнении ноты плавно «наслаивались» одна на другую. Этим его техника игры выгодно отличалась от манеры большинства других пианистов. Вдохновенная игра музыканта захватила слушателей, и после окончания концерта они аплодировали Бетховену стоя. В мае того же года он опубликовал несколько своих новых сочинений. После этого признанный композитор начал получать много заказов на сочинение музыки, и его материальное положение быстро упрочилось. В Вену приехали младшие братья: годом ранее — Карл, а теперь и Иоганн. ▼ Боннский университет, вольнослушателем которого был Бетховен. РОЯЛИ В ЖИЗНИ БЕТХОВЕНА Бетховен умел играть на самых разных инструментах, но увереннее всего чувствовал себя за роялем. Позже, начав терять слух, он уже не мог выступать как пианист, но, сочиняя музыку, мысленно ориентировался именно на фортепиано. О привязанности Бетховена к этому инструменту свидетельствуют его многочисленные фортепианные концерты и сонаты. После полученного в подарок еще в Бонне от графа фон Вальдштейна рояля у Бетховена было в жизни еще несколько инструментов. Фортепиано оставалось в то время инструментом новым, и его постоянно совершенствовали. Так, со временем на фортепиано появилась педаль, позволявшая продлять звук, расширился диапазон клавиатуры, была улучшена механика. Творческая жизнь гениального композитора совпала с этой эпохой совершенствования фортепиано, и как только в инструменте появлялись новые возможности, Бетховен немедленно начинал использовать их в своих произведениях. До 1803 года на фортепиано было всего пять с половиной октав, однако выпущенный в том году рояль французской фирмы «Эрар» имел уже шесть пол- ► Один из роялей, на которых играл Бетховен. ных октав, а количество струн для одной клавиши было увеличено до трех вместо прежних двух. Это позволяло добиваться большей динамики во время исполнения. Познакомившись с новым инструментом, Бетховен специально для рояля «Эрар» написал Сонату № 21, посвятив ее графу фон Вальдштейну. Таким способом композитор хотел отблагодарить своего покровителя — человека, подарившего ему первый в жизни рояль. В 1818 году лондонская компания «Бродвуд» выпустила рояль с еще более широкой клавиатурой. Образец своего нового рояля фирма подарила Бетховену, и на нем он сочинил свою знаменитую Сонату № 29, известную как «Большая фортепианная соната».
|